cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР)
представляют собой сложную разнородную группу, характеризующуюся
разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения,
разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные
возможности детей в овладении навыками речевого общения.
При включении ребенка с речевыми нарушениями в образовательный
процесс детского сада обязательным условием является организация его
систематического, адекватного, непрерывного психолого -пед агогического
сопровождения. Реализация данного условия возможна благодаря имеющейся
в Российской Федерации системы медико -психолого -педагогической помощи
дошкольникам с ТНР. С учетом специфики дошкольного образования как
фундамента всего последующего общег о образования, в соответствии с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт), разработана адаптированная
образовательная программа д ошкольного образования детей с тяжелыми
нарушениями речи.
Программа является документом, с учетом которого организации,
осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного
образования (далее – детский сад № 161 ОАО «РЖД») самостоятельно
разра батывают и утверждают основную образовательную программу
дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.
По своему организационно -управленческому статусу данная Программа
обладает модульной структурой.
Рамочный характер Программы раскрывает ся через представление
общей модели образовательного процесса в дошкольных образовательных
организациях, возрастных нормативов развития, общих и особых
образовательных потребностей детей дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи, определение структу ры и наполнения содержания
образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития

Страница 2

ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области,
содержание образовательной деятельности, равно как и организация
образовательной среды, в том числе предметно -пространственная и
развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей, из
которых создается основная общеобразовательная программа детского сада №
161 ОАО «РЖД». Модульный характер представления содержания
Программы позволяет к онструировать адаптированную основную программу
дошкольной образовательной организации для детей дошкольного возраста с
ТНР.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта
включает три основных раздела – целевой, содержательный и
организацион ный.
Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и
планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи,
принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты
ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание
образовательной деятельности по пяти образовательным областям:
социально -коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое
развитие; художественно -эстетическое развитие; физическое развитие;
формы, способы, мето ды и средства реализации программы, которые
отражают следующие аспекты образовательной среды: предметно -
пространственная развивающая образовательная среда; характер
взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми;
систему отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому;
содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
нарушений развития детей (коррекционную программу).
АОП для детей с ТНР предполагает:

Страница 3

- конкретизацию планируемых результатов и целевых ори ентиров для
детей разных возрастных групп с учетом особенностей речеязыковых
нарушений и сопутствующих проявлений;
- дополнение содержательного раздела направлениями коррекционно -
развивающей работы, способствующей квалифицированной коррекции
недостатков ре чеязыкового развития детей, психологической, моторно -
двигательной базы речи, профилактике потенциально возможных трудностей
в овладении грамотой и обучении в целом; определение содержания
программы коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи с
учетом структуры дефекта, с обоснованным привлечением комплексных,
парциальных программ, методических и дидактических пособий и иных
содержательных ресурсов, предназначенных для использования в работе с
детьми, имеющими речеязыковые нарушения и сопутству ющие проявления в
общей структуре дефекта;
- конкретизация и дополнение пунктов организационного раздела с
учетом изменений, необходимых для эффективной работы с детьми с ТНР в
части планирования образовательной деятельности, обеспечения психолого -
педагоги ческих условий развития детей, режима и распорядка дня, кадрового
обеспечения, оформления предметноразвивающей среды, перечня
нормативных и нормативно -правовых документов, перечня литературных
источников.
АО П для детей с тяжелыми нарушениями речи опирается на
использование специальных методов, привлечение специальных комплексных
и парциальных образовательных программ (полностью или частично),
специальных методических пособий и дидактических материалов. Реализация
АООП для детей с ТНР подразумевает квалифици рованную коррекцию
нарушений развития детей в форме проведения подгрупповых и
индивидуальных занятий.

Страница 4

Программа определяет примерное содержание образовательных
областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в
различных видах деятельности, таких как:
– игровая (сюжетно -ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими
детьми),
– познавательно - исследовательская (исследование и познание
природного и социального миров в про цессе наблюдения и взаимодействия с
ними), а также такими видами активности ребенка, как:
– восприятие художественной литературы и фольклора,
– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на
улице),
– конструирование (конструкторы, модули, бумага, природный и иной
материал),
– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально -ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах),
– двигательные ( овладение основными движениями) формы активности
ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно -
развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с
тяжелыми нарушениями речи в общество.
Коррекционная программа:
- явл яется неотъемлемо й частью адаптированной образовательной
программы дошкольного образования детей дошкольного возраста с
тяжёлыми нарушениями речи;
- обеспечивает достижение максимальной коррекции нарушений
развития;

Страница 5

- учитывает особые образовательные потребности детей дошкольного
возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного
образования детей с тяжёлыми нарушениями речи в виде целевых ориентиров
в условиях дошкольных образовательных групп компенсирующей
направленности, а также логопедического пункта.
В Организационном разделе программы представлены условия, в том
числе материально -техническое обеспечение, обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания, особенности организации
предметно -пространственной развивающей образовательной среды, а также
психолого -педагогически, кадровые и финансовые условия реализации
программы.
Программа также содержит рекомендации по развивающему
оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической
диагностики развития детей, а также качества реализации основной
общеобразовательной программы детского сада № 161 ОАО «РЖД». Система
оценивания качества реализации программы направлена в первую очередь на
оцениван ие созданных детским садом № 161 ОАО «РЖД» условий внутри
образовательного процесса.