cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на заседании педагогическ ого совета заведующий ЧДОУ
протокол № 1 от « 30» августа 2021 года «Детский сад № 161 ОАО «РЖД»
Приказ № 116 -од от 30.0 8.2021
____________ _О.Б.Михальская






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
частного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 161 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
на 2021 -2022 гг.


Приложение
к основной образовательной программе
дошкольного образования ЧДОУ «Детский сад № 161 ОАО «РЖД »










Барабинск 2021

Страница 2

2


ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Целевой раздел
1.Пояснительная записка. 3
1.1.Цели и задачи воспитания 5
1.2. Методологические основы и принципы построения Рабочей
программы воспитания

6
II. Содержательный раздел
2.1.Особенности реализации воспитательного процесса 9
2. 2.Виды, формы и содержание воспитательной деятельности 10
2. 2.1. Модуль «Образовательное предложение» 11
2. 2.2. Модуль «Режимные моменты» 12
2.2.3. Модуль «Ключевые дела» 12
2. 2.4. Модуль «Детско -взрослые сообщества» 15
2.2.5. Модуль «Музейная педагогика» 20
2. 2.6. Модуль «Ранняя профориентация» 22
2. 2.7. Модуль « Предметно -пространственная развивающая
среда»
24
2. 2.8. Модуль « Сотрудничество с родителями» 25
III. Организационный раздел
3.1. Основные направления самоанализа воспитательной
работы
28
3.2. Календарный план воспитательной работы 29
Приложение. Календарный план воспитательной работы на
2021 -2022 учебный год
30














Страница 3

3

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания частного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 161 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги» города Барабинска (далее – Рабочая программа
воспитания) является приложением основной образовательной программы
дошкольного образования частного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 161 открытого акционерного общества «Российские железные
дороги» г. Барабинска (далее – ЧДОУ «Детский сад № 161 ОАО «РЖД» ).
Рабочая программа воспитания ЧДОУ «Детский сад № 161 ОАО «РЖД»
разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября
2013 г. № 1155, зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. №
30384);
 Федерал ьным законом от 31 июля 2020 года № 304 -ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
 Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О
национальных целях и страт егических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»

Назначение Рабочей программы воспитания – реализовать мероприятия по :
 формировани ю общей культуры личности воспитанников;
 развити ю у воспитанников социальных, нравственных, эстетических
качеств, направленных на воспитание духовно -нравственных и
социокультурных ценностей и принятие правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества.

С раннего детства воспитание гармонично развитой и социально
ответственной личности гражданина России должно базироваться на основе
духовно -нравственных ценностей народов Российской Федерации,
исторических и национально -культурных традиций. Стремясь следовать
современному национальному воспитат ельному идеалу, который представляет
собой высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России,
принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего

Страница 4

4

ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в
духовных и культурн ых традициях многонационального народа Российской
Федерации, воспитательный процесс должен выстраиваться с учетом
концепции духовно -нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, включающей в себя:
 национальный воспитательный идеал – высшая цель, образования
нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание,
обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов
национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий,
религиозных объединений и об щественных организаций;
 базовые национальные ценности – основные моральные ценности,
приоритетные нравственные установки, существующие в культурных,
семейных, социально -исторических, религиозных традициях
многонационального народа Российской Федерации, пе редаваемые от
поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в
современных условиях:
 патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине,
служение Отечеству;
 социальная солидарность – свобода личная и национальная, довери е к
людям, институтам государства и гражданского общества,
справедливость, милосердие, честь, достоинство;
 гражданственность – служение Отечеству, правовое государство,
гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир,
свобода совести и веро исповедания;
 семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям,
забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
 труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание,
целеустремлѐнность и настойчивость;
 наука – ценность з нания, стремление к истине, научная картина мира;
 традиционные российские религии – представления о вере, духовности
религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения,
толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
 искус ство и литература – красота, гармония, духовный мир человека,
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое
развитие;
 природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля,
экологическое сознание;
 человечество – мир во в сем мире, многообразие культур и народов,
прогресс человечества, международное сотрудничество;

Страница 5

5

 духовно -нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе
социализации последовательное расширение и укрепление ценностно -
смысловой сферы личности, фо рмирование способности человека
оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных
моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим
людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
 духовно -нравственное воспитание личности гражд анина России –
педагогически организованный процесс усвоения и приятия
воспитанниками базовых национальных ценностей, имеющих
иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих
ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации,
го сударство, семья, культурно -территориальные сообщества,
традиционные российские религиозные объединения, мировое
сообщество.
Данная Рабочая программа воспитания показывает, каким образом педагоги
ЧДОУ «Детский сад № 161 ОАО «РЖД» в тесном сотрудничестве с семьями
воспитанников могут реализовать процесс воспитания в период проживания
детьми всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста).

1.1 Цел ь и задачи воспитания

О сновываясь на базовых для нашего общества ценностях, таких как семья,
труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек ,
формируется общая цель воспитания в ЧДОУ «Детский сад № 161 ОАО «РЖД»
развитие личности воспитанников, которое обеспечит проявление ими:
 усвоенных социально значимых знаний осн овных норм и правил,
которые выработало общество;
 развитых позитивных отношений к общественным ценностям;
 приобретенного соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и
отношений на практике (то есть в приобретен ии ими опыта
осуществления социально значимых дел).
Конкретизация общей цели воспитания, применительно к возрастным
особенностям воспитанников, позволяет выделить в ней следующие задачи,
выполнение которых необходимо реализовывать на разных этапах
дошколь ного образования детей от 1,5 до 7 -ми лет:
 создавать благоприятные условия для гармоничного развития каждого
ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными,
индивидуальными особенностями и склонностями;

Страница 6

6

 формировать общую культуру личности ребенка, в том числе ценности
здорового образа жизни, инициативности, самостоятельности и
ответственности, активной жизненной позиции;
 развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка;
 развивать социальные, нравственные, физические, интеллектуальные,
эстетические качества;
 организовывать содержательное взаимодействие ребенка с другими
детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических
ценностей и идеалов, прав свободного человека;
 воспитывать у детей чувства любви к Родине, гордости за ее достижения
на основе духовно -нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества;
 воспитывать у ребенка чувства собственного достоинства в процессе
освоения разных видов социальной культуры, в том числе и
многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться
с разными людьми;
 объединять воспитательные ресурсы семьи и ЧДОУ «Детский сад № 161
ОАО «РЖД» на основе традиционных духовно -нравственных ценностей
семьи и общества;
 устанавливать партнерские взаимоотношения ЧДОУ «Детский сад № 161
ОАО «РЖД» с семьей, оказывать ей психолого -педагогическую
поддержку, повышать компетентность родителей (законных
пре дставителей) воспитанников в вопросах воспитания, развития и
образования детей.

1.2. Методологические основы и принципы построения Рабочей
программы воспитания
Рабочая программа воспитания руководствуется принци пами ДО,
определенными ФГОС ДО, построена на основе духовно -нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:
 Принцип гуманизма. Каждый ребенок имеет право на признание его в
об ществе как личности , как человека , являющегося высшей̆ ценностью ,
уважение к его персоне, достоинству, защита его прав на свободу и
развитие.
 Принцип субъектности . Развитие и воспитание личности ребенка как
субъекта собственной жизнедеятельности; воспитан ие самоуважения,

Страница 7

7

привычки к заботе о себе, формирование адекватной самооценки и
самосознания.
 Принцип интеграции. Комплексный и системный подходы к
содержанию и организации образовательного процесса. В основе
систематизации содержания работы лежит идея ра звития базиса
личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах
деятельности.
 Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и
смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных
отношений, содействие, сотв орчество и сопереживание,
взаимопонимание и взаимное уважение.
 Принцип учета возрастных особенностей. Содержание и методы
воспитательной работы должны соответствовать возрастным
особенностям ребенка.
 Принципы индивидуального и дифференцированного подходо в.
Индивидуальный подход к детям с учетом возможностей,
индивидуального темпа развития, интересов. Дифференцированный
подход реализуется с учетом семейных, национальных традиций и т.п.
 Принцип культуросообразности . Воспитание основывается на культуре
и тр адициях России, включая культурные особенности региона.
 Принцип следования нравственному примеру . Пример как метод
воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить
его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию,
обеспе чить возможность выбора при построении собственной системы
ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную
возможность следования идеалу в жизни.
 Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных
интересов личности от внутренних и внешн их угроз, воспитание через
призму безопасности и безопасного поведения.
 Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого . Значимость
совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к
культурным ценностям и их освоения.
 Принципы инклюз ивного образования. Организация образовательного
процесса, при которой все дети, независимо от их физических,
психических, интеллектуальных, культурно -этнических, языковых и
иных особенностей, включены в общую систему образования
Конструирование воспитательной среды ДОО строится на основе
следующих элементов: социокультурный контекст, социокультурные ценности,

Страница 8

8

уклад, воспитывающая среда, общность, деятельность и событие. Каждая из
этих категорий обеспечивает целостность содержания и имеет свое наполнение
для решения задач воспитания и становления личности ребенка.


































Страница 9

9

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Особенности реализации воспитательного процесса
В частном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №
161 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» города
Барабинска образовательный процесс осуществляется в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования, утвержд енного приказом Минобрнауки России от
17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО) и основной образовательной
программой. В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный
процесс на основе духовно -нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в о бществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества. Также организовано социальное партнерство для реализации части
формируемой участниками образовательных отношений образовательной
программы дошкольного образования ЧДОУ «Детский сад № 1 61 ОАО «РЖД».
Воспитательный процесс в ЧДОУ «Детский сад № 161 ОАО «РЖД»
также основывается на общепедагогических принципах, изложенных в ФГОС
дошкольного образования (раздел I, пункт 1.2.):
-поддержка разнообразия детства;
-сохранение уникальности и сам оценности детства как важного этапа в общем
развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства
как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого
тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот перио д есть период
подготовки к следующему периоду;
-личностно -развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных
работников Организации) и детей;
-уважение личности ребенка.
Задачи восп итания реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в
детском саду: в процессе непрерывной образовательной деятельности,
режимных моментов, совместной деятельности с детьми и индивидуальной
работы.
Ведущей в воспитательном процессе является игро вая деятельн ость. Игра
широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как
эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других
организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно -
ролевые, строительно -кон структивные, игры -драматизации и инсценировки,
игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами
(дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).

Страница 10

10

Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности
воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей,
запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения,
самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от
имеющейся материальной базы и качест ва педагогичес кого руководства.
Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как
непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны
воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные
часы (во время утреннего прие ма, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем
воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников,
организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые
нуждаются в дополнительном внимании и контроле (часто болеющими, хуже
усваи вающими учебный материал при фронтальной работе и т.д.)
Основные традиции (ключевые дела) воспитательного процесса в ЧДОУ
«Детский сад № 161 ОАО «РЖД»:
1. Основой годового цикла воспитательной работы являются общие для всего
детского сада событийные мероп риятия (ключевые дела) , в которых участвуют
дети разных возрастов. Межвозрастное взаимодействие дошкольников
способствует их взаимообучению и взаимовоспитанию.
2. В качестве наиболее доступных и действенных в воспитательном отношении
видов искусства традиционно используется детская художественная литература
и народное творчество, обеспечивая развитие личности дошкольника в
соответствии с общечеловеческими и национал ьными ценностными
установками.
3. Воспитатели и специалисты ДОУ ориентированы на организацию
разнообразных форм детских сообществ. Это творческие мастерские и
лаборатории, социальные акции и волонтерство, детско -взрослые сообщества и
др угое . Данные сообщес тва обеспечивают полноценный опыт социализации
детей.
4. Коллективное планирование, разработка и проведение общих мероприятий.
В ДОУ существует практика создания творческих групп педагогов, которые
оказывают консультационную, психологическую, информационн ую и
технологическую поддержку своим коллегам в организации воспитательных
мероприятий.
5. Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части
нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на
формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и
навыков в различных видах труда, интере са к миру труда взрослых людей.

Страница 11

11

Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный
подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей,
усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий,
объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация
детского труда.
Рабочая программа воспитания является обязательной частью основной
образовательной программы, реализуемой в ЧД ОУ «Детский сад № 161 ОАО
«РЖД» и призвана помочь всем участникам образовательных отношений
реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности.
Содержание воспитательной деятельности разработано на основе
модульного принципа. Модули - это конкре тные воспитательные практики,
которые реализуются в дошкольном учреждении. Каждый из модулей
ориентирован на задачи, поставленные в Рабоч ей программ е воспитания .

2. 2.Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы ЧДОУ «Детский сад
№ 161 ОАО «РЖД». Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

2. 2.1. Модуль «Образовательное предложение»
Образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды
деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей
усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом
его интересов, мотивов и способностей.
Образовательное предложение предусматр ивает личностно -порождающее
взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций,
в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора
деятельности, партнера, средств и прочее; обеспечивается опора на его личный
опыт при освоени и новых знаний и жизненных навыков.
Основные формы и содержание деятельности:
-использование при подготовке образовательных предложений содержания,
обладающего значительным воспитательным потенциалом;
-использование возможностей социокультурной среды для достижения
воспитательных результатов;
-использование на занятиях эффективных воспитательных технологий;
-использование на занятиях эффективных форм и методов воспитания,
соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;
-задействование специ фических видов детской деятельности, способствующих

Страница 12

12

достижению целей воспитания;
-организация игровой деятельности для достижения целей воспитания;
-использование таких форм деятельности обучающихся как чтение и
обсуждение книг, просмотр фильмов, постановк а спек таклей, выполнение
проектов и другое.

2. 2.2. Модуль «Режимные моменты»
-использование возможностей режимных моментов для достижения
воспитательных результатов;
-использование в режимных моментах таких форм как рассказ, показ, беседа,
дидактические игры, соответствующих возрастным и индивидуальным
особенностям детей;
-задействование специфических видов детской деятельности, способствующих
достижению целей воспитания в режимных моментах;
-организация в режимных моментах игровой деятельности для достиж ения
целей воспитания.

2. 2.3. Модуль «Ключевые дела »
Ключевые дела – это главные традиционные дела, мероприятия, праздники,
проекты, акции, выставки и другое , в которых принимает участие большая
часть обучающихся и являются основой воспитательной работы в дошкольном
учреждении ЧДОУ «Детский сад № 161 ОАО «РЖД» . Традиционные
мероприятия, проводимые в детском саду – это эмоциональные события,
которые воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности
к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству.
В то же время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает важность
своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои
знания и способности в процессе коллективной деятельн ости.
В детском саду существует четкая программа действий по осмыслению,
организации и развитию ключевых дел , которые позитивно влияют на
социализацию и развитие личностных качеств детей дошкольного возраста.
Цель проведения ключевых дел : организация в Д ОУ единого
воспитательного пространства для формирования социального опыта
дошкольников в коллективе других детей и взрослых.
Задачи:
1. Формировать представления о нормах и правилах общения детей друг с
другом и с окружающими взрослыми.
2. Формировать ум ение каждого ребенка устанавливать и поддерживать
необходимые контакты с детьми разных возрастных групп.

Страница 13

13

3. Способствовать освоению социальных ролей: мальчик -девочка; старший -
младший; член коллектива; житель своего города, гражданин своей страны.
4. Приобщ ать к истории и культуре народов России в процессе традиционных
коллективных мероприятий.
5. Развивать гражданскую позицию, нравственность, патриотизм, инициативу и
самостоятельность воспитанников в различных коллективных видах детской
деятельности.
6. Воспитывать доброжелательность и положительное эмоциональное
отношение к окружающим людям.
Тематика ключевых мероприятий определяется исходя из необходимости
обогащения детского опыта, приобщения к ценностям, истории и культуре
своего народа.
Традиционны м для дошкольного учреждения является проведение на уровне
ДОУ:
-общественно -политических праздников ( «День защитника Отечества»,
«Международный женский день, «День Победы», « День
Государственного флага Российской Федерации»),
-сезонных праздников («Осен ины», «Новый год», «Масленица », «Здравствуй,
лето!»
-тематических мероприятий ( «День Матери», «День Здоровья», «Неделя
безопасности», «День Земли», «День экологического образования», «Будущий
железнодорожник »);
-социальных и экологических акций (открыт ый «Урок «Экол ят -Молодых
защитников Природы» в рамках Всероссийской акции «Россия – территория
Эколят – Молодых защитников природы» , «Субботник », «Кормушка для птиц» ,
«Бессмертный полк» );
на уровне группы:
- «Утренний круг »;
- «Вечерний круг»
- «День рождения»;
- «Чистая пятница»;
-«Портфолио группы».
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная,
продуктивная, двигательная, трудовая, художественно -эстетическая.
Основные формы и содержание деятельности:
1. Проекты. В настоящее время проекты являются самой распространенной
формой взаимодействия всех участников образовательных отношений.
Традиционные события оформляются в различные проекты, где

Страница 14

14

предусматриваются различные виды детской деятельности и формы
проведения. В конце каждого проекта проводится итоговое мероприятие.
2. Совместные игры. Это одна из основных форм воспитательного воздействия
в процессе проведения традиционных мероприятий.
Применяются различные виды игр: сюжетно -ролевые, творческие, подвижные
и мало подвижные, народные, игры -драматизации, квест -игры.
3. Творческие мастерские и детские студии. В мастерских и студиях ребята
занимаются рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Делают
различные макеты, лэпбуки, экологические мобили, подарки, поде лки для
выставок, социальных акций. Совместно с воспитателями и родителями
изготавливают атрибуты для совместных мероприятий.
4. Выставки. По тематике многих мероприятий проводятся выставки:
информационные, фотовыставки, декоративно -прикладного искусства,
экологические, социальные. Традиционными в детском саду стали выставки
совместных детск о-взрослых работ « Огородные чудеса », « Эколята -дошколята »,
«День Победы», фотовыставки «Наши папы удалые», « Природа нашего края ».
5. Ярмарки достижений. На ярмарках предс тавляются творческие работы
детей. Активно привлекаются родители для участия в ярмарках семейного
творчества по различным направлениям.
6. Социальные и экологические акции. В акциях принимают участие
сотрудники, родители и воспитанники дошкольного учрежден ия. В ходе акций
дошкольники получают природоведческие знания, социокультурные и
экологические навыки, активную жизненную позицию.
7. Конкурсы, викторины , олимпиады. Эти мероприятия имеют
познавательное содержание и проходят в развлекательной форме. Проводятся
по всем направлениям развития дошкольников.
8.Музыкально -театрализованные представления. Данные представления
проводятся в виде концертов, театральных постанов ок, развлечений,
музыкальной или театральной гостиной.
9. Спортивные и оздоровительные мероприятия. В рамках многих
традиционных событий предусматриваются различные виды двигательной
деятельности (физкультурные досуги, соревнования, эстафеты), которые
разв ивают у детей потребность в здоровом образе жизни и воспитывают
любовь к спорту.
(Конкретная форма проведения мероприятий и названия определяется
календарным планом воспитательной работы)


Страница 15

15

2. 2.4. Модуль «Детско -взрослые сообщества»
Детско -взрослые сообщества в ДОУ организуются по инициативе детей и
взрослых на основе социально значимых целей, партнерства и сотрудничества.
Воспитание дошкольников в данном случае происходит в процессе социальной
одобряемой деятельности.
В рамках этой деятельности ребенок учится выстраивать
взаимоотношения с другими людьми и свое поведение в соответствии с общим
делом. У него возрастает познавательный интерес к окружающему
социальному миру, развивается эмоционально -личностная сфера, происходит
становле ние ценностных ориентаций.
Цель организации детско -взрослых сообществ: воспитание детей
дошкольного возраста в коллективе посредством практической совместной
деятельности, направленной на пользу общества.
Задачи:
1. Формировать умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
2. Формировать умение выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая
потребности и интересы других.
3. Способствовать формированию положительного отношения к миру, к другим
людям и самому себе.
4. Развивать нравственные качества личности ребенка.
5. Развивать основы социального самоконтроля и самосознания.
6. Развивать самостоятельность и инициативу.
Главное – чтобы дети поняли важность своих совместных дел.
Полученные социальные знания должны превратиться в личное уб еждение и
внутреннюю потребность соблюдать законы и правила общества, оценивать
свои действия и действия других на основе собственного сформированного
социально -личностного опыта.
Учитывая возрастные возможности дошкольников, особенности режима
дня, тради ции групп, детско -взрослые сообщества в ДОУ организованы в
рамках возрастной группы :
- в младшей группе « Зайчики » «Страни чки семейного альбома»
- в младшей группе «Крепыши» «Мой любимый детский сад»
- в средней группе «Теремок» «Малышкины книжки»
- в сре дней группе «Антошка» «Эко -знайки»
- в старшей группе «АБВГДейка» «Знатоки города Барабинска»
- в старшей группе «Непоседы» «Юные волонтеры» ;
- в подготовительной к школе группе «Почемучки» : « Будущие
железнодорожники», «Юные инспекторы дорожного движения»

Страница 16

16

Виды совместной деятельности: игровая, познавательная,
коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, художественно -
эстетическая.
Общими для всех детско -взрослых сообществ являются такие формы
работы как: проекты, акции, тематические праздники.
(Конкретная форма проведения мероприятий и названия определяется
календарным планом воспитательной работы)

Детско -взрослое сообщество
«Странички семейного альбома»
Цель: сохранение и укрепление внутрисемейных связей, обеспечение успешной
и полноценной социализации детей в процессе их активного сотрудничества с
педагогами дошкольного учреждения, родителями и ближайшими
родственниками, формирование у детей первоначальных представлений о
семье. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям,
ро дственникам.
Задачи:
1.Способствовать формированию «Я», осознания себя как часть общества.
2. Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать
свои чувства (радость, нежность) .
3.Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамил ия».
4.Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять
заботу о родных людях.
5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную
деятельность с ребѐнком в условиях семьи и детского сада.
В данном сообществе «Странички семе йного альбома» раскрываютс я,
рассматриваются темы: «Наши имена», «Наши любимые игрушки», «Любимое
блюдо», «Когда мы родились», «Наши любимые занятия», «Где мы родились»,
«Любимые животные», «Профессии», «Любимые сказочные герои» и
«Любимые растения». Готов ые альбомы презентуются.
Основные формы и содержание деятельности:
1. Чтение книг.
2. Игры -драматизации.
3. Рассматривание семейных фотографий, фотоальбомов .
4. Сюжетно -ролевые, д идактические игры.
5. Эмоционально -образные беседы.
6. Совместные досуговые мероприятия.
7. Проекты.

Страница 17

17


Детско -взрослое сообщество
«Мой любимый детский сад »
Цель: формирование духовно -нравственного отношения и чувства к детскому
саду
Задачи:
1. Воспитывать любовь к детскому саду.
2. Создать благополучную атмосферу в детском саду, где взаимоотношения
между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности
и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и
защищенным.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым
дел ам для семьи, родного дома, детского сада.
4. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к
родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
5. Способствование активному вовлечению родителей в совместную
деятель ность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Основные формы и содержание деятельности:
1.Чтение художественной литературы
Чтение художественной литературы для детей по теме: « Правила поведения в
детском саду». (Правила поведения для воспитанных детей).
Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» , А. Барто стихи.
2. Беседы о детском саде «Детский сад – наш дом родной ». Беседа «Детский
сад», «Наша группа», « Знакомство с группой» . Закрепление названий
помещений в группе и их значение.
3.Целевая прогулка по детскому саду. Закрепление названий и назначений
помещений детского сада.
4.Игровая деятельность (дидактические игр ы, сюжетно -ролевые игры,
театрализованные игры)
5. Проектная деятельность

Детско -взрослое сообщество
«Малышкины книжки»
Цель: формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к
книгам.
Задачи:
1. Создать условия для развития интереса к книге посредством чтения,
драматизации, продуктивной и игровой деятельности.
2. Обучать правильному обращению с книгой.

Страница 18

18

3. Приучать к несложному труду в книжном центре : с помощью воспитателя
подклеивать переплѐт книги, изготавливать собственные книжки, поделки для
игр -драматизаций.
4. Прививать любовь к книге.
5. Привлечь родителей к воспитанию у детей бережного отношения к книгам.
Основные формы и содержание деятельно сти:
1. Чтение книг. Эмоционально -образное чтение взрослым сказок,
стихотворений, потешек прививает любовь к книгам с самого раннего детства.
Дети осознают, что благодаря книгам они знакомятся с героями произведений,
их историями и приключениями, приобщают ся к культуре своего народа,
получают первые впечатления об окружающем мире.
2. Игры -драматизации. Данные игры включают инсценирование потешек,
песенок, сказок, небольших литературных текстов с помощью игрушек или
самими детьми.
3. Рассматривание изображен ий. Совместно с детьми в различные режимные
моменты и в процессе ООД рассматриваются картины, картинки, рисунки,
плакаты, альбомы и другие иллюстрированные пособия.
4. Дидактические игры. Применение дидактических игр способствует развитию
интереса к книгам . Проводятся дидактические игры:
«Из какой сказки герой?», «В какой книжке есть такая картинка?», «Добрые
герои сказок», «Узнай книжку по обложке».
5. Эмоционально -образные беседы. В процессе беседы педагог раскрывает
содержание сказки, говорит о характер е героев, их действиях. Беседа
способствует более глубокому пониманию сюжета и эмоциональному
переживанию. Педагог предлагает угадать диалоги из знакомых сказок, стихов.
6. Игровые обучающие ситуации. Для лучшего усвоения правил обращения с
книгами использ уются игровые ситуации с включением персонажей
фольклорных или художественных произведений, героев мультфильмов,
которые напоминают эти правила. Например, приход Петрушки, Колобка,
Маши -растеряши и др.
7. «Книжкина больница». Проводятся практические заняти я по «лечению» книг:
подклеиванию обложки, стран иц, разрезанию бумажных полосок.
Педагогу необходимо акцентировать внимание детей на результате
деятельности, уточнять: что было до «лечения», а что – после.
8. Изготовление своих «книжек -малышек». В процес се данной продуктивной
деятельности у детей развивается интерес к созданию книг, а также
формируется бережное отношению к ним.

Страница 19

19

Детско -взрослое сообщество
«Юные инспекторы дорожного движения»
Цель: создание условий для формирования у детей основ безопа сного
поведения на дороге и готовности помогать другим в соблюдении правил
дорожного движения.
Задачи:
1. Формировать знания детей о правилах дорожного движения.
2. Формировать практические навыки поведения на дороге, в транспорте, на
остановках.
3. Развивать самостоятельность, ответственность, внимание, наблюдательность,
координация движений, гибкость мышления.
4. Обогащать опыт детей деятельностью, направленной на заботу о других
людях.
5. Вовлечь родителей в образовательный процесс по формиров анию у своих
детей знаний о ПДД.
Основные формы и содержание деятельности:
1. Образовательные ситуации. В процессе этих ситуаций происходит обучение
детей знаниям ПДД, а также формирование навыков и умений вести себя на
дорогах, в транспорте, на остановках .
2. Сюжетно -ролевые игры. Данные игры создают все условия для освоения
правил дорожного движения. У детей формируются различные навыки и
умения по организации собственной деятельности в определѐнной ситуации.
3. Игры -тренинги. Игровой тренинг решает практ ические задачи. Моделируется
конкретная ситуация, затрагивающая разные стороны взаимоотношений
участников дорожного движения.
4. Подвижные игры. Благодаря данным играм развиваются межличностные
отношения дошкольников. Игры создают атмосферу радости, вызыва ют
положительные эмоции, а также закрепляют полученные знания и навыки.
5. Моделирование ситуации. В качестве модели могут быть предметы -
заместители, схемы, графики, мнемотаблицы и другие предметносхематические
модели. С помощью моделирования дети лучше запоминают информацию. У
них увеличивается объѐм памяти путѐм образования доп олнительных
ассоциаций, что позволяет в увлекательной форме решать развивающие и
образовательные задачи.
6. Просмотр мультфильмов. С помощью мультфильмов появляется возможность
разнообразить и обогатить комплекс методов, приемов и средств,
используемых при работе с детьми. Благодаря интерактивному взаимодействию
у дошколят формируются личностные механизмы поведения, возрастает

Страница 20

20

интерес к освоению ПДД, происходит становление эмоционально -личностных
ориентаций.

2. 2.5. Модуль «Музейная педагогика»
Музейная п едагогика является эффективным средством воспитания
личности ребенка. Благодаря ей обеспечивается историческая преемственность
поколений, сохраняется национальная культура, формируется бережное
отношение к наследию народов России. Музейное дело раскрывает духовно -
нравственный потенциал дошкольника и способствует освоению социально
значимых представлений об окружающем мире.
Кроме того, посредством создания различных музеев формируются
конкретные знания детей о свойствах и отношениях предметов и объектов
окр ужающего мира.
Содержание модуля выстраивается с учетом региональной специфики,
социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и
индивидуальных особенностей.
Основная цель - приобщение детей к традициям, истории и культуре
своей Родины , своего народа и родного края.
Задачи:
1. Формировать элементарные знания о предметах и объектах окружающего
мира.
2. Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, о
социокультурных ценностях, быте, традициях и праздниках России.
3. Способствовать воспитанию эмоционально -ценностного отношения, чувства
гордости и сопричастности к родному дому, семье, своей Родине.
К знаменательным датам и календарным праздникам создаются
временные музейные экспозиции:
- «День защитника Отечества »
-«День Победы»;
- «Человек и космос»;
- «Музей Деда Мороза»
В мини -музеях собраны предметы, отражающие народную культуру и
быт:
-объекты растительного мира, реальные предметы быта, объѐмные
изображения (муляжи овощей, фруктов и др.);
-картины, предметные картинки, фотографии, предметно -схематические
модели;
-предметы декоративно -прикладного искусства;

Страница 21

21

-детская художественная литература (в том числе справочная, познавательная),
произведения национальной культуры (народные песни, сказки и др угое );
- игрушки (сюжетные, образные, дидактические, народные игрушки, игрушки -
забавы).
Предметы и пособия в мини -музеях – это носители культурно -
исторического опыта, способствующие формированию целостной картины
мира у дошкольников. Обращение к пре дметному миру является очень
действенным средством воспитания исторического сознания, музейной
культуры, формирования социокультурной принадлежности.
Развивающая предметно -пространственная среда постоянно пополняется
и обновляется в соответствии с изучаем ыми темами.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная,
продуктивная, двигательная, трудовая, восприятие художественной литературы
и фольклора, художественно -эстетическая.
В нашем дошкольном образовательном учре ждение отведено помещение,
где создан интерьер «Русская горница», который дает возможность ребенку
поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке, так как самый
близкий и понятный вид деятельности для ребѐнка – это игра. Создавая
атмосферу национа льного быта, используя фольклор, знакомя с
традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с
народными играми, с предметами русской старины мы получим возможность
приобщения детей к духовной культуре, пробудим у детей основы
национального самосознания, национальной принадлежности, приобщим к
истокам народной культуры.
Мини -музей «Русская горница» - это не просто выставка предметов
старины, но и действующее звено непрерывно й образовательной деятельности.
Экспонаты мини -музея «Русская горниц а» используются на фольклорных
и музыкальных занятиях, досугах, народных праздниках, в ходе
организованной образовательной деятельности с детьми по музыкальному
воспитанию, по ознакомлению с окружающим миром, по речевому развитию,
при организации художеств енного творчества. Здесь выставляются, в том
числе, экспонаты сотворенные на посиделках клуба «Славянская кукла» для
детей и их родителей.
Создан центр ознакомления и работы с берестой «Берестуня», где дети,
ощу щая волшебный аромат бересты и убе ждаются, как приятно и легко
работать с берестой. А также коллекция работ из бересты.
Основные формы и содержание деятельности:
1. Организованная образовательная деятельность. В рамках музея активно
проводятся занятия по социально -коммуникативному, познавательному ,

Страница 22

22

речевому и художественно -эстетическому развитию дошкольников. В качестве
средств образовательной деятельности широко применяются материалы и
оборудование музея. Дошкольники рассматривают книги и репродукции,
старинные фотографии, карты, знакомятся с подл инными предметами и
вещами, слушают рассказы об истории своего края и России, слушают и
исполняют песни, а также читают стихи, сочиняют рассказы, задают вопросы,
думают, размышляют и рассуждают.
2. Экскурсии. Педагогами продумана и составлена тематика экс курсий,
которые проводятся для детей, родителей, гостей ДОУ. Экскурсоводами
являются не только воспитатели, но и дети.
3. «Фольклорные посиделки». При ознакомлении детей с историей и культурой
родного края или России обязательно включают произведения наро дного
(регионального) фольклора. Используют потешки, стихи, песни, сказки, игры.
Знакомятся с персонажами национального фольклора.
4. «Творческие мастерские». Дети с удовольствием участвуют в подготовке
новых экспозиций, изготовлении экспонатов для выстав ок: игрушек, предметов
народного быта и др. Интерес к музейному делу отражается в рисунках детей,
аппликациях, в изготовлении коллажей, лэпбуков, макетов и других видах
творческой деятельности.
5. Мини -спектакли. По тематике музея, на основе знакомых фоль клорных
произведений или разработанных педагогами сценариев, организуются
творческие мини -спектакли. Театрализация стимулирует развитие личностных
качеств и эстетических чувств.
6. Проекты. Проектная деятельность рассматривается нами как одна из
наиболее действенных и результативных форм организации взаимодействия с
детьми, при которой всесторонне развивается ребенок дошкольного возраста.
Благодаря проектам активизируется речевая, творческая, познавательная
деятельность, формируются и закрепляются знания по тематике музеев у всех
участников: детей, педагогов, родителей.

2. 2.6. Модуль «Ранняя профориентация»
Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде
взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их социализации в
окружающем мире.
С помощью ранней профориентации у ребенка -дошкольника начинают
формироваться личностные механизмы поведен ия, возрастает интерес к
окружающему социуму, к труду взрослых, развивается эмоциональная сфера
его личности, происходит становление ценностных предпочтений к той или
иной профессии.

Страница 23

23

Цель: создание условий для ранней профессиональной ориентации у детей
до школьного возраста.
Задачи:
1. Формировать максимально разнообразные представления детей о
профессиях.
2. Формировать умение воссоздавать профессиональный мир взрослых в
различных видах детских игр и игровых ситуаций.
3. Развивать познавательный интере с к труду взрослых.
4. Воспитывать ценностное отношение к труду, результатам труда, его
общественной значимости.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная,
коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, восприятие
художественной литер атуры и фольклора, художественно -эстетическая.
Основные формы и содержание деятельности:
1. Беседы. Эта форма является важной составляющей при формировании у
дошкольников представлений о труде взрослых. Посредством беседы педагог
не только знакомит детей с различными профессиями, но и представляет
значимость и полезность труда для общества, способствует воспитанию у детей
эмоционально -ценностного отношения к труду.
2. Организованная образовательная деятельность.
В дошкольном учреждении разработаны консп екты занятий по ознакомлению с
профессиями воспитателя, учителя, врача, повара, водителя, полицейского,
сотрудника МЧС и др. Создан учебно -методический комплект для проведения
НОД: планирование, картотеки игр и образовательных ситуаций, пособия,
информацио нно -познавательные презентации.
3. Чтение литературы. В ДОУ сформирована «библиотека профессий», где
собраны разнообразные произведения детской художественной литературы и
фольклора, отображающие людей труда и трудовую деятельность. В процессе
обсуждения педагоги обращают внимание дошкольников на трудолюбивых
героев и персонажей произведений, на особенности и результаты трудовой
деятельности. Дети знакомятся с тематическими стихами, пословицами,
поговорками.
4. Профориентационные игры. Применяются разнооб разные игры,
способствующие ознакомлению с профессиями: сюжетно -ролевые, настольные,
дидактические, подвижные, игры -квесты, игры -драматизации.В игре
появляется возможность проявить свои знания и умения. Особое внимание
уделяется сюжетно -ролевым играм.
5. Экскурсии на производство. Благодаря экскурсиям дети получают
возможность увидеть реальные условия, существенные характеристики и

Страница 24

24

особенности той или иной профессии, лично познакомиться с представителями
профессии. Экскурсии имеют большой воспитательный пот енциал в
воспитании у детей уважения и любви к труду.
6. Просмотр видеофильмов и презентаций. В детском саду создано электронное
«Портфолио профессий», в котором представлены фотографии, цифровые
презентации, видео -экскурсии, научно -популярные фильмы, отр ывки из
художественных и мультипликационных фильмов по многим профессиям.
После просмотра цифровых материалов происходит обсуждение, составление
рассказов о профессиях.
7. Хозяйственно -бытовой труд. Это активная форма общения и взаимопомощи
в детской сред е, способствующая ранней позитивной социализации и ранней
профориентации ребенка. В процессе различных видов хозяйственно -бытового
труда у детей формируются элементарные трудовые навыки и умения,
развиваются социальные качества личности: трудолюбие, самост оятельность,
ответственность за порученное дело, самоконтроль и самосознание.
8. «Мастерская профессий». В мастерской ребята оформляют лэпбуки по
профессиям, изготавливают атрибуты к играм, конструируют. В
изобразительной деятельности отображают свои знан ия и отношение к
профессиям.
9. Проекты. Педагоги активно разрабатывают проекты о разных профессиях.
Проектная деятельность объединяет обучение и воспитание в целостный
образовательный процесс и дает возможность построить взаимодействие на
основе индивиду альных особенностей каждого ребенка.

2. 2.7. Модуль «Предметно -пространственная развивающая среда»
Огромную роль в воспитании детей имеет развивающая предметно -
пространственная развивающая среда (ПП РС).
При грамотном проектировании ППРС в группе и других помещениях
детского сада объекты предметной среды положительно воздействуют на
эмоциональное состояние ребенка, способствуют его психологической
безопасности.
Необходимым компонентом воспитания является и художественно -
эстетическое офор мление предметного пространства ДОУ самими детьми.
Цель: создать условия для реализации воспитательного потенциала предметно -
пространственной среды ДОУ.
Задачи:
1. Посредством ППРС обеспечить возможность заниматься детям разными
видами деятельности.
2. Способствовать общению и совместной деятельности детей и взрослых.

Страница 25

25

3. Приобщать воспитанников к благоустройству и декоративному оформлению
интерьера дошкольного учреждения.
4. Формировать эстетическое отношение к дизайну своего быта.
Виды совместной де ятельности: игровая, познавательная,
коммуникативная, продуктивная, трудовая, художественно -эстетическая.
Основные формы и содержание деятельности:
1. Совместное оформление интерьера группы. Дети совместно с педагогами
оформляют Центры активности в группе . Например, изготавливают «книжки -
малышки» в « Цент книги», лепят посуду для кукол в «Кукольный уголок»,
делают стаканчики для карандашей и кисточек в «Центр рисования» и т.д.
Воспитательная ценность заключается в том, что дети сначала изготавливают
какие -то предметы и затем применяют их в процессе различных видов
деятельности. Таким образом, дошкольники осознают полезность своего труда.
2.Совместное оформление помещений ДОУ. В коридорах, лестничных
пролетах, вестибюле детского сада традиционно оформляются фотовыставки,
фотоотчеты, экспозиции рисунков и поделок детей. Это позволяет
воспитанникам реализовать свой творческий потенциал, а также познакомиться
с работами и интересными делами других детей.
3.Событийный дизайн. Данная форма взаимодействия подразум евает
оформление предметно -пространственной среды ДОУ к значимым событиям и
праздникам. Это могут быть: Осенняя фантазия , Новый год, День Победы, День
театра и другие конкретные событийные мероприятия. Дети совместно со
взрослыми изготавливают атрибуты, по дарки, сувениры, рисуют открытки,
флажки, цветочки и пр.
4. Благоустройство территории ДОУ. Педагоги приобщают дошкольников не
только к уборке территории детского сада, но и к посильной помощи в
озеленении и благоустройстве участков, тем самым обогащают ху дожественно -
эстетический опыт ребенка и обеспечивают гармоничное взаимодействие
ребенка с окружающим миром .
2. 2.8. Модуль «Сотрудничество с родителями»
Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно
признаѐтся важнейшим условием эффективн ости воспитания детей.
Более того, в соответствии с ФГОС ДО сотрудничество с родителями
является одним из основных принципов дошкольного образования.
Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм,
доброжелательность, сострадание, чуткость, отзывчи вость) воспитываются в
семье, поэтому участие родителей в работе ДОУ, в совместных с детьми
мероприятиях, их личный пример – все это вместе дает положительные
результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным нормам.

Страница 26

26

Поэтому активное включение р одителей в единый совместный
воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и
значительно повысить уровень партнерских отношений.
Цель взаимодействия: объединение усилий педагогов ДОУ и семьи по
созданию условий для развития личности ребенка на основе социокультурных,
духовно -нравственных ценностей и правил, принятых в российском обществе.
Задачи:
1. Повысить компетентность родителей в вопросах развития личностных
качеств детей дошкольного возраста.
2. Оказать психолого -педагогическ ой поддержку родителям в воспитании
ребенка.
3. Объединить усилия педагогов и семьи по воспитанию дошкольников
посредством совместных мероприятий.
Основные формы и содержание работы с родителями:
1. Анкетирование. Данная форма используется с целью изучения семьи,
выявления образовательных потребностей и запросов родителей. Способствует
установлению контактов, а также для согласования воспитательных
воздействий на ребенка.
2. Консультации. Это сама я распространенная форма психолого -
педагогической поддержки и просвещения родителей. Проводятся
индивидуальные и групповые консультации по различным вопросам
воспитания ребенка. Активно применяются консультации -презентации с
использованием ИК -технологий.
3. Мастер -классы. Активная форма сотрудничества, посредством которой
педагог знакомит с практическими действиями решения той или иной задачи. В
результате у родителей формируются педагогические умения по различным
вопросам воспитания детей.
4. Педагогичес кий тренинг. В основе тренинга – проблемные ситуации,
практические задания и развивающие упражнения, которые «погружают»
родителей в конкретную ситуацию, смоделированную в воспитательных целях.
Способствуют рефлексии и самооценке родителей по поводу провед ѐнной
деятельности.
5. Круглый стол. Педагоги привлекают родителей в обсуждение предъявленной
темы. Участники обмениваются мнением друг с другом, предлагают своѐ
решение вопроса.
6. « Семейная гостиная «Дорога Детства ». Добровольное объединение
родителей. Раз в квартал проводятся тематические встречи, на которых
специалисты и воспитатели предлагают обсуждение вопросов и решением
проблем по конкретным темам. Очень часто тема встречи запрашивается

Страница 27

27

родителями. Поддержка р одительских инициатив способствует установлению
доверительных партнерских отношений межу педагогами и семьями
воспитанников.
7. «Родительская почта». В детском саду организована дистанционная форма
сотрудничества ДОУ с родителями. Взаимодействие происходи т мессенджер
WhatsApp и через видеозвонки. Такая форма общения позволяет родителям
уточнить различные вопросы, пополнить педагогические знания, обсудить
проблемы.
8. Праздники, фестивали, конкурсы, соревнования. Ежемесячно проводятся
совместные с родителя ми мероприятия, которые включают в общее интересное
дело всех участников образовательных отношений. Тем самым
оптимизируются отношения родителей и детей, родителей и педагогов,
педагогов и детей.
9. «Мастерская». В рамках данной формы сотрудничества родит ели и педагоги
(часто при участии детей) совместно изготавливают атрибуты и пособия для
игр, развлечений и других мероприятий.
10. Родительские собрания. Посредством собраний координируются действия
родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам
обучения, воспитания, оздоровления и развития детей.
11. Родительские конференции. На данном мероприятии родители делятся
своим опытом воспитания и обучения детей. Также на конференции выступают
педагоги, где с профессиональной точки зрения р аскрывают тему конференции.
















Страница 28

28

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 . Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ воспитательной работы в ДОУ осуществляется ежегодно
старшим воспитателем и воспитателями.
Цель: выявление основных проблем воспитательного процесса и
последующее их решение.
Самоанализ проводится по двум направлениям:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей дошкольного
возраста.
Критерием данного направления является дина мика личностного развития
детей.
Анализ осуществляется воспитателями и старшим воспитателем, затем
результаты обсуждаются.
Основной метод получения информации - педагогическое наблюдение.
Это может быть наблюдение за поведением детей в процессе режимных
моментов, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в игровой и
коммуникативной деятельности.
Особое внимание уделяется наблюдению за поведением ребѐнка в тех
ситуациях, которые побуждают его делать тот или иной ценностный выбор
(ситуация конфлик та, нравственного выбора и др.).
2. Состояние организуемой в детском саду совместной деятельности детей и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется анализ, является наличие
в дошкольном учреждении интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Анализ осуществляется старшим воспитателем, воспитателями,
специалистами и родителями, которые знакомы с воспитательной работой в
ДОУ.
Могут быть использованы беседы с детьми о проведенных мероприяти ях.
Особое внимание при этом уделяется вопросам, связанным с:
-качеством реализации воспитательного потенциала организованной
образовательной деятельности (ООД);
-качеством функционирования детско -взрослых сообществ;
-качеством организации и развития традиций в детском саду;
-качеством воспитательной работы мини -музеев;
-качеством ранней профориентационной работы;
-качеством организации развивающей предметно -пространственной среды
ДОУ, еѐ воспитательным потенциалом;

Страница 29

29

-качеством взаимодействия дошкольного учреждения и родителей (законных
представителей) воспитанников.
Результатом самоанализа является перечень выявленных достоинств и
недостатков воспитательного процесса и проектируемые, на основе анализа,
дальнейшие пе дагогические действия.

3.2. Календарный план воспитательной работы
На основе Рабочей программы воспитания ДОО составлен календарный
план воспитательной работы. Календарный план воспитательной работы ЧДОУ
«Детский сад № 161 ОАО «РЖД» отража ет мероприятия, направленные на
воспитание детей в сфере их личностного развития по каждому направлению
рабочей программы воспитания, определять целевую аудиторию и
ответственных за организацию запланированных мероприятий.
Календарный план воспитательной работы «Детски й сад № 161 ОАО
«РЖД» составлен с целью конкретизации форм и видов воспитательных
мероприятий, проводимых в 2021/2022 учебном году. Календарный план
воспитательной работы разделен на модули, которые отражают направления
воспитательной работы детского сада в соответствии с Рабочей программой
воспитания ЧДОУ «Детский сад № 161 ОАО «РЖД» . В календарном плане
воспитательной работы раздел «Целевая аудитория» отражает контингент
участников мероприятия (воспитанники, их родители (законные
представители). Запланированы мероприятия как отдельно для каждой из
аудиторий, так и совместны е.
Ответственными за то или иное мероприятие являются как представители
администрации, так и воспитатели, и специалисты ЧДОУ «Детский сад № 161
ОАО «РЖД» . Календарный план вос питательной работы ЧДОУ «Детский сад
№ 161 ОАО «РЖД» утверждается ежегодно на установочном педагогическом
совете.
При составлении плана воспитательно -образовательной работы в каждой
возрастной группе педагог ами учитываются мероприятия ДОУ, утвержденные
в календарном плане воспитательной работы ЧДОУ «Детский сад № 161 ОАО
«РЖД» на текущий учебный год.






Страница 30

30

УТВЕРЖДЕНО
заведующий ЧДОУ
«Детский сад № 161 ОАО «РЖД»
________________О.Б.Михальская
30 августа 2021 год
Календарный план воспитательной работы
частного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 161 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
на 2021 -2022 гг.

ДАТА МЕРОПРИЯТИЕ ЦЕЛЕВАЯ
АУДИТОРИЯ
ОТВЕТСТВЕННЫЕ
СЕНТЯБРЬ
Модуль «Образовательное предложение»
с 13.09.2021 по
17.09.2021
тематическая неделя
«Труд человека
осенью»
воспитанники
средних, старших,
подготовительных
групп
воспитатели
возрастных групп

Модуль «Ключевые дела»
01.09.2021 «День знаний» воспитанники всех
возрастных групп
Гуляева Т.И. ,
Вострикова В.В. –
музыкальны е
руководител и
27.09.2021 Народный праздник
«Сбор урожая»
(«Осенины»)
воспитанники всех
возрастных групп
воспита тели
Модуль «Детско -взрослые сообщества»
IV неделя месяца в рамках
возрастной группы
воспитанники воспита тели
Модуль «Ранняя профориентация»
в течение месяца в рамках возрастной
группы
воспитанники воспитатели
возрастной группы
Модуль «Музейная педагогика»
30 .09.2021 Экскурсия в
«Барабинский
краеведческий
музей» (МКУК
БКМ)
зал "Природа
Барабы"
подготовительная
к школе группа
«Почемучки»
Резваткина Е.В. –
старший
воспитатель;
Сказкина А.М.,
Помельцева М.В. –
воспитатели
возрастной группы




Модуль «Предметно -пространственная развивающая среда»
в течение месяца оформление
помещений на
все возрастные
группы
воспитатели

Страница 31

31

осеннюю тематику
Модуль «Сотрудничество с родителями»
в течение месяца групповые
родительские
собрания
все возрастные
группы
воспитатели
23 .09.2021 –
30.09.2021
Фотоконкурс «В
объективе Осень»
все возрастные
группы
воспитатели

ДАТА МЕРОПРИЯТИЕ ЦЕЛЕВАЯ
АУДИТОРИЯ
ОТВЕТСТВЕНН
ЫЕ
ОКТЯБРЬ
Модуль «Образовательное предложение»
I неделя
месяца
Неделя безопасности
обучающихся на водных
объектах в осенне -зимний
период
воспитанники
всех возрастных
групп
Помельцева
М.В. -
воспитатель
Модуль «Режимные моменты»
15 октября Всемирный день чистых рук воспитанники
всех возрастных
групп
воспитатели,
медицинские
работники
Модуль «Ключевые дела»
04.10 .2021 «Всероссийский урок
«Эколята –
молодые защитники природы »
воспитанники
подготовительных
групп
Рысь Г.В. -
воспитатель
Модуль «Детско -взрослые сообщества»
IV неделя
месяца
в рамках возрастной
группы
воспитанники воспита тели
Модуль «Ранняя профориентация»
в течение
месяца
в рамках возрастной группы воспитанники воспитатели
возрастной
группы
Модуль «Предметно -пространственная развивающая среда»
в течение
месяца
«Дары осени »
выставка поделок из
природного материала
все возрастные
группы
воспитатели
Модуль «Сотрудничество с родителями»
28.10 .2021 встреча в семейной гостиной
«Дорога Детства»
все возрастные
группы
Сухинина Т.В.
– педагог -
психолог



Страница 32

32

ДАТА МЕРОПРИЯТИЕ ЦЕЛЕВАЯ
АУДИТОРИЯ
ОТВЕТСТВЕНН
ЫЕ
НОЯБРЬ
Модуль «Образовательное предложение»
I неделя
месяца
тематическая неделя «Родной
город»
все возрастные
группы
воспитатели
Модуль «Режимные моменты»
в течение
месяца
Безопасность в быту все возрастные
группы
воспитатели
Модуль «Ключевые дела»
24 - 26
ноября
Праздники, посвящѐнные Дню
Матери
воспитанники Гуляева Т.И. ,
Вострикова
В.В. –
музыкальны е
руководител и
Модуль «Детско -взрослые сообщества»
IV неделя
месяца
в рамках возрастной
группы
воспитанники воспита тели
Модуль «Музейная педагогика»
в течение
месяца
«Моя коллекция» воспитанники воспитатели
возрастных
групп

Модуль «Ранняя профориентация»
в течение
месяца
в рамках возрастной группы воспитанники воспитатели
возрастной
группы
Модуль «Предметно -пространственная развивающая среда»
01.10.2021 Выставка «Столовая для птиц » все возрастные
группы
воспитатели
Модуль «Сотрудничество с родителями»
22 – 27
ноября
Акция «Покорми птиц!» все возрастные
группы
Рысь Г.В. -
воспитатель

ДЕКАБРЬ
Модуль «Образовательное предложение»
27 – 31
декабря
Декадник «Внимание, зимние
каникулы!»
старшие и
подготовительные
группы
Помельцева
М.В. -
воспитатель
Модуль «Режимные моменты»
20 – 24
декабря
Пожарная безопасность средние, старшие,
подготовительные
группы
воспита тели
возрастных
групп

Страница 33

33

Модуль «Ключевые дела»
13 – 17
декабря
Дистанционные иммерсивные
занятия по формированию
культуры сохранения здоровья
и профилактике вирусных
заболеваний
воспитанники
подготовительной
группы
Кисар етова
И.С –
инструктор по
физической
культуре
21 .1 2.2021 «Новогодние приключения
Эколят -
молоды х защитник ов природы »
воспитанники
подготовительных
групп
Рысь Г.В. -
воспитатель
22 – 27
декабря
«Новый год у ворот» воспитанники
всех возрастных
групп
Гуляева Т.И. ,
Вострикова
В.В. –
музыкальны е
руководител и
Модуль «Детско -взрослые сообщества»
IV неделя
месяца
в рамках возрастной
группы
воспитанники воспита тели
Модуль «Музейная педагогика»
20 -24
декабря
«Музей дедушки Мороза»
(новогодняя игрушка)
воспитанники родители,
педагоги
возрастных
групп




Модуль «Ранняя профориентация»
в течение
месяца
в рамках возрастной группы воспитанники воспитатели
возрастной
группы
Модуль «Предметно -пространственная развивающая среда»
01.1 1.2021 Оформление групповых
помещений и фотозон на
зимнюю тематику
все возрастные
группы
воспитатели
Модуль «Сотрудничество с родителями»


ЯНВАРЬ
Модуль «Образовательное предложение»
IV неделя
месяца
тематическая неделя
«Зимние забавы, виды спорта»
воспитанники
Модуль «Режимные моменты»

Модуль «Ключевые дела»
10.01.2022 «Коляда» воспитанники
старших и
подготовительн ой
Малышева
Н.В. -
воспитатель

Страница 34

34

групп ы
24.01.2022 «В здоровом теле - здоровый
дух » зимняя олимпиада
воспитанники
подготовительных
групп
Кисаретова
И.С –
инструктор по
физической
культуре
Модуль «Детско -взрослые сообщества»
IV неделя
месяца
в рамках возрастной
группы
воспитанники воспита тели
Модуль «Музейная педагогика»
в течение
месяца
«Русские валенки» воспитанники воспита тели
Модуль «Ранняя профориентация»
11. 10 .2021. «Пополнение экспонатами и
новыми мат ериалами
железнодорожные центры,
смотр -конкурс»

воспитанники педагоги,
родители
Модуль «Предметно -пространственная развивающая среда»
01.10.202 2 «» все возрастные
группы
воспитатели
Модуль «Сотрудничество с родителями»

ФЕВРАЛЬ
Модуль «Образовательное предложение»

Модуль «Режимные моменты»

Модуль «Ключевые дела»
21.02 -22.02 Праздник, посвящѐнный 23
февраля «Сильный, как папа»
Средние, старшие,
подготовительная
группы
Кисаретова
И.С –
инструктор по
физической
культуре
Участие в международном
детском творческом конкурсе
по экологии «Здоровье
планеты? В моих руках!»
воспитанники
всех возрастных
группы
Коротыш В.В.
- воспитатель
последняя
неделя месяца
Народный праздник
«Масленица»
воспитанники
всех возрастных
группы
Гуляева Т.И. –
музыкальны й
руководител ь
Модуль «Детско -взрослые сообщества»

Страница 35

35

IV неделя
месяца
в рамках возрастной
группы
воспитанники воспита тели
Модуль «Музейная педагогика»

Модуль «Ранняя профориентация»

Модуль «Предметно -пространственная развивающая среда»
до 23 февраля Оформление газет, коллажей в
группах «Будущие защитники»
все возрастные
группы
воспитатели
Модуль «Сотрудничество с родителями»

МАРТ
Модуль «Образовательное предложение»
с 10 по
13.03.22
Неделя безопасности
обучающихся на водных
объектах в весенне -летний
период
все возрастные
группы
воспитатели
возрастных
групп
Модуль «Режимные моменты»
«Осторожно, гололѐд!» все возрастные
группы
воспитатели
возрастных
групп
Модуль «Ключевые дела»
04 – 07 марта Праздники, посвящѐнные
международному женскому
дню – 8 марта
все возрастные
группы
Гуляева Т.И. ,
Вострикова
В.В. –
музыкальны е
руководител и
Модуль «Детско -взрослые сообщества»
IV неделя
месяца
в рамках возрастной
группы
воспитанники воспита тели
Модуль «Музейная педагогика»

Модуль «Ранняя профориентация»

Модуль «Предметно -пространственная развивающая среда»
28 по 31 марта «Огород на окне» (хозяева
огорода Эколята)
смотр -конкурс как поделок
эколят, так и самого огорода
все возрастные
группы
воспитатели
Модуль «Сотрудничество с родителями»
до 28 марта Конкурс поделок из отходов, все возрастные воспитатели

Страница 36

36

вторичных материальных
ресурсов «Вторая жизнь
вещей», игрушек сказочных
образов «Эколят»
группы возрастных
групп

АПРЕЛЬ
Модуль «Образовательное предложение»
с 11.04 по
15.04.202 2
Тематическая неделя,
посвященная Полѐту в Космос
средние, старшие,
подготовительные
группы
воспитатели
возрастных
групп
Модуль «Режимные моменты»

Модуль «Ключевые дела»
01.04 .202 2 «День смеха» воспитанники
всех возрастных
групп
Гуляева Т.И,
Вострикова
В.В. –
музыкальные
руководители
22.04.2022 Народный праздник «Пасха» Малышева
Н.В. -
воспитатель
Модуль «Детско -взрослые сообщества»
IV неделя
месяца
в рамках возрастной
группы
воспитанники воспита тели
Модуль «Музейная педагогика»
12.04. «Человек и космос» воспитанники
среднего и
старшего звена
воспита тели



Модуль «Ранняя профориентация»
29 .04 .202 2. «Посвящение в юные
железнодорожники»
старшие группы Сказкина А.М.
– воспитатель
подготовительн
ой группы
Модуль «Предметно -пространственная развивающая среда»
с 04.04 по
08.04.202 2
«Выставка, посвящѐнная
космосу»
все возрастные
группы
воспитатели
Модуль «Сотрудничество с родителями»
с 18.04 по
22.04.202 2
Конкурс рисунков, поделок и
3a моделирование на тему
годовщины Победы в ВОВ
все возрастные
группы
Резваткина
Е.В. – старший
воспитатель
МАЙ

Страница 37

37

Модуль «Образовательное предложение»
с 02.05 по
06.05
Тематическая неделя,
посвящѐнная Дню Победы
все возрастные
группы
воспитатели
возрастных
гр упп
Модуль «Режимные моменты»

Модуль «Ключевые дела»
13 .05 .202 2 «Мероприятие, посвящѐнное
экологическому образованию »
воспитанники
подготовительн ой
групп ы
Рысь Г.В. -
воспитатель
06.05.202 2 «Бессмертный полк » воспитанники
подготовительн ой
групп ы
Сказкина А.М.,
Помельцева
М.В. –
воспитатели
группы
13 .05 .202 2 Выпускной бал «До свидания,
детский сад! »
воспитанники
подготовительн ой
групп ы
Сказкина А.М.,
Помельцева
М.В. –
воспитатели
группы
Модуль «Детско -взрослые сообщества»
IV неделя
месяца
в рамках возрастной
группы
воспитанники воспита тели
Модуль «Ранняя профориентация»
16.05.202 2 Целевая экскурсия в
техническую библиотеку
станции Барабинск и на
железнодорожный вокзал
старшие группы Малышева
Н.В., Иванова
И.И. -
воспитатели
возрастных
групп
Модуль «Предметно -пространственная развивающая среда»
04.05.202 2 «Мы будем помнить!»
оформление центра по
патриотическому воспитанию к
9 маю
все возрастные
группы
воспитатели
Модуль «Сотрудничество с родителями»
итоговые групповые
родительские собрания
родители
28 .10 .202 2 Встреча в семейной гостиной
«Адаптация детей дошкольного
возраста»
родители будущих
воспитанников
ДОУ
Сухинина Т.В.
– педагог -
психолог

Страница 38

38