Открыть файл в исходном варианте
Текстовое содержание файла
Страница 1
ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 161 ОАО «РЖД»
УТВЕРЖДЕНА
на педагогическом совете
№ 2_ от 24.10.2014г.
Заведующий ЧДОУ
«Детский сад №161 ОАО «РЖД»
________О. Б. Михальская
Коррекционная программа
по развитию общей и мелкой моторик и
«Мы ловкие, умелые – ребятишки смелые»
для детей 4 -5 лет
составитель:
Сухинина Т.В.,
педагог -психолог
первой квалификационной категории
г.Барабинск
Страница 2
3Оглавление
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ................................ ................................ ........... 4
Пояснительная записка ................................ ................................ ................. 6
Актуальность ................................ ................................ ................................ . 7
Новизна ................................ ................................ ................................ .......... 8
Основные формы реализации ................................ ................................ ...... 9
Содержание программы ................................ ................................ ............. 11
Календарно -тематическое планирование ................................ ................. 13
Условия реализации программы ................................ ............................... 21
Работа с родителями ................................ ................................ ................... 23
Работа с педагогами ................................ ................................ .................... 24
Список литературы ................................ ................................ ..................... 26
Приложения ................................ ................................ ................................ 28
Страница 3
4ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
Программы
Коррекционная программа «Мы ловкие умелые,
ребятишки смелые» по развитию моторики.
Основные
разработчики
Программы
Сухинина Татьяна Викторовна – педагог -психолог
Исполнитель
Программы
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 161 ОАО «РЖД» города Барабинска
Тел., факс: (8383 -61) 7 – 27 – 83
E-mail : ndou.ds161.bar@yandex.ru
сайт: http ://дс161ржд.рф
Юридический адрес 632334, Новосибирская обл.,
г. Барабинск, ул. Ермака, 5.
Правовая база 1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Концепция дошкольного воспитания.
3. Конвенция о правах ребѐнка.
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав
ребѐнка в Российской Федерации».
5. Методические рекомендации Министерства
образования Российской Федерации «Ориентиры и
требования к обновлению содержания дошкольного
образования».
6. Федеральный государственный образовательный
стандарт к структуре основной образовательной
программы дошкольного образования (от 01.01.2014г.).
7.Организация деятельности Службы
психолого -педагогического сопровождения в системе
образования Новосибирской области .
8. Общая образовательная программа
Страница 4
5негосударственного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 161 ОАО «РЖД». =
Цель Программы = Создание условий для развития общей и мелкой
моторики детей среднего дошкольного возраста.
Задачи Программы = 1. Развивать точность выполнения движений, полноту
объема движений крупной и мелкой моторики с
помощью игр и различных видах продуктивной
деятельности. =
2. Стимулировать интерес и мотивацию детей к
выполнению упражнений, игр по развитию общей и
мелкой моторики.
3. Формировать умение самостоятельно использовать
упражнения, игры на развитие общей и мелкой
моторики в самостоятельной деятельности.
На кого рассчита на
Программа =
Программа разработана для детей среднего
дошкольного возраста (4 –=5 лет). =
Новизна Программы = Комплексный подход, что отвечает современным
требованиям ФГОС; =
использование нетрадиционных техник для
развития ручной умелости: скатывание бумажных
шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином,
бумагой, шаблонами, трафаретами, пипетками и
другими материалами. =
Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы =
1. Развитие общей и мелкой моторики до уровня,
соответствующего данному возрасту. =
2. Формирование любознательности, положительной
мотивации обучения. =
3. Формирование умения самостоятельно выдвигать и
выполнять поставленные задачи. =
=
Страница 5
6Пояснительная записка
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к
системе дошкольного образования. Дошкольное учреждение призвано создать
условия для интеллектуально -творческого, эмоционального, физического
развития ребенка и осуществить его подготовку к школ е. Для реализации этих
целей разработана программа по развитию общей и мелкой моторики у детей
среднего возраста.
Моторика (лат. motor — приводящий в движение) — двигательная
активность организма, его органов или систем (частей). Моторику делят на
крупную и мелкую.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий
нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной
системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и
но г.
Под крупной моторикой подразумеваются р азнообразные движения
тела, рук и ног.
П рактически доказано, что на основе двигательного анализатора
формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике
расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения
мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в
речевые центры, что и активизирует ре чь. Кончики пальцев рук — это « второй
мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является
вышедшим наружу головным мозгом».
Исследования отечествен ных физиологов также подтверждают связь
развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние
манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет
довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга.
Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению
Страница 6
7артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется
проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прям ой
зависимости от тренировки пальцев.
Уровень развития моторики – один из показателей интеллектуальной
готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень
развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно
развиты память и внимание, связная речь и он может приступать к
приобретению навыков письма.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой
моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к
возникновению негативного отношения к учѐбе, тревожног о состояния
ребѐнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать
механизмы, необходимые в начальной школе, создавать условия для
накопления ребѐнком двигательного и практического опыта, развития
навыков ручной умелости.
Особенности психического р азвития детей среднего дошкольного
возраста предполагают активную любознательность. Это ведѐт к
формированию интеллекта и требует всяческой поддержки со стороны
взрослых. Если же они не обеспечивают ребѐнку развивающие игры и
полноценные познавательные бес еды, важный момент может быть упущен
навсегда и у ребенка может возникнуть нежелание впоследствии учиться в
школе.
Актуальность
В результате вышесказанного актуальность настоящей программы
необходима и продиктована временем. Программа « Мы ловкие умелые,
ребятишки смелые » по развитию моторики предназначена для правильного
развития общей и мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста (4 -
5 лет), оказания своевременной помощи в формировании последовательной
координации движений.
Страница 7
8Методика программы п озволяет детям интенсивно заниматься и не
утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения
внимания.
Данная программа может быть востребована воспитателями,
педагогами -психологами в дошкольных образовательных учреждениях,
центрах допо лнительного образования, родителями.
Программа разработана на основе методических пособий С. Е.
Большаков ой , И. А. Ермаков ой , Е. А. Лифиц, опираясь на тематическое
планирование общей образовательной программы негосударственного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 161 ОАО
«РЖД», которая составлена на основе примерной основной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до
школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, А. М . Васильевой
(2014) .
Новизна программы :
комплексный подход, что отвечает современным требованиям
ФГОС;
использовани е нетрадиционных техник для развития ручной
умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с
пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами , пипетками и другими
ма териалами.
Основной целью программы «Мы ловкие умелые - ребятишки смелые»
является создание условий дл я развития общей и мелкой моторики детей
среднего дошкольного возраста.
Цель конкретизируется в следующих задачах :
1. Развивать точность выполнения движени й, полноту объема
движений крупной и мелкой моторики с помощью игр и различных видах
продуктивной деятельности.
2. Стимулировать интерес и мотивацию детей к выполнению
упражнений , игр по развитию общей и мелкой моторики.
Страница 8
93. Формировать умение самостоятельно использовать упражнения,
игры на развитие общей и мелкой моторики в самостоятельной деятельности.
Для успешной реализации задач использу ются следующие принципы :
индивидуализаци я интенсивность, количественный и качественный
состав игр и упражнений варьирую тся в зависимости от индивидуальных и
возрастных особенностей детей ;
наглядност ь - наблюдение живых объектов, рассматривание
предметов, картин, применение технических средств обучения,
использование схем, моделей и т.д. – способствует осознанному восприятию
тех явлений и предметов, с которыми педагог знакомит детей;
интеграци я - исп ользование структурированной,
многокомпонентной и организованной связи всех частей системы
образования. Ее конечная цель состоит в саморазвитии ребенка;
доступност ь и систематичност ь предусматривает подбор доступного
уровня трудностей для детей определенно го возраста и пред лагает такой
логический порядок изучения учебного материала, когда вновь полученные
знания опираются на ранее полученные;
осознани е совершаемых действий - каждое действие должно
сопровождаться проговариванием этого действия. Данный принц ип полезен
для формирования межфункциональных связей мозговых структур;
обратн ая связ ь - комментирование, помощь, подсказка и оценка
действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий
(формирование правильной двигательной памяти).
Осн овные формы реализации
Коррекционная программа «Мы ловкие умелые - ребятишки смелые»
рассчитана на 1 год обучения для детей среднего дошкольного возраста .
Форма организации детей – групповая (7 человек) . Занятия проводятся 1 раз в
неделю по 20 мин. Всего 32 занятия. Диагностика проводится два раза в год (в
сентябре и мае).
Страница 9
10Каждое занятие состоит из 3 -х частей:
1. Вводная часть – 3-5 минут.
2. Основная часть – 10 -15 минут.
3. Заключительная часть – 3-5 минут.
Данная программа частично соответствует цели деятельности
образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования – всестороннее развитие психических и
физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями, подготовка к обуче нию в школе.
Результатом работы по данной программе должно стать:
1. Развитие общей и мелкой моторики до уровня, соответствующего
данному возрасту.
2. Формирование любознательности, положительной мотивации
обучения.
3. Формирование умения самостоятельно выдвигать и выполнять
поставленные задачи.
Эффективность коррекционной программы оценивается
диагностическими методиками , за основу которых взята разработанная и
апробированная методика Л. И. Переслени и Т. Д. Фотековой с
балльно -уровневой системой оценки (Приложение 1).
В диагностике, проходившей в начале 2014 – 2015 учебного года
принимало участие 19 человек средней возрастной группы. Результаты
диагностики показали, что развитие общей и мелкой моторики не достигает
требуемой нормы. Так при степени успе шности 86,7 в норме 1 ebrv g_kdhevdh
q_eh\_d bf_eb kl_i_gv mki_rghklb \uiheg_gby l_klh\h]h aZ^Zgby hl ^h
Ijbeh`_gb_ 2, табл. 2, рис.1). В начале 2015 – 2016 в диагностике приняли
участие 20 человек. Из них двое имели степень успешности в норме
1 Кабанова Т. В., Домнина О. В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и
мелкой моторики у детей 3 – 6 лет / Т. В. Кабанова, О. В. Домнина; под ред. Н. Е.
Ильяковой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 104 с.
Страница 10
11(Приложение 2, табл. 3, рис. 2).
В конце каждого учебного года проводилась повторная диагностика
развития общей и мелкой моторики, которая показала положительную
динамику (Приложение 2, табл. 4,5, рис. 1,2).
По результатам итоговой диагностики 2014 -2015 учеб ного года
программа по развитию общей и мелкой моторики была дополнен а и
расширена. В связи с этим результаты второго года обучения были несколько
выше.
Мониторинг коррекционной работы по развитию общей и мелкой
моторики у детей среднего дошкольного возрас та показал, что
систематическая и планомерная работа по данной проблеме эффективно
помогает развить общую и мелкую моторику.
По показателям на конец учебных лет (2014 -2015, 2015 – 2016): уровень
развития общей и мелкой моторики превышающий норму увеличилс я на 10%,
соответствие норме увеличился на 8%, ниже нормы – уменьшился на 18%
(Приложение 2, рис. 3).
Кроме этого, дети стали более внимательны, усидчивы, больше
общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов,
кисть приобретает хоро шую подвижность, гибкость, исчезает скованность
движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть
навыком письма.
Содержание программы
Программа включает в себя следующие разделы:
пальчиковая гимнастика ;
самомассаж с использованием специального массажного шарика,
ребристого карандаша;
графические упражнения ;
игры и действия с предметами ;
Страница 11
12 упражнения на развитие зрительно -моторных функций,
координацией движений;
ручная умелость.
В разделе «Пальчиковая гимнастика » дети знакомятся с комплексами
упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их
ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное
напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки », массаж которых
положительно ска зывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные
упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе « Самомассаж» - стимулирова ние кинестетических ощущений
мышц, участвующих в работе периферического речевог о аппарата, и
нормализация мыше чного тонуса, а такж е развитие мелкой моторики,
улучшение координации произвольных движений, снятие излишнего
на пряжения.
В разделе «Графические упражнения » игра поможет улучшить
координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и
тактильную п амять.
В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких
движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития
моторных координаций и оптико -пространственных представлений
используются предметы различные по размеру, материалу, факту ре,
структуре (счѐтные палочки, природный материал, нетрадиционное
оборудование).
В разделе «Упражнения на развитие зрительно -моторных функций,
координацией движений» используются дидактические игры (пазлы,
шнуровки, рисование на крупе, песке) и упражнения на равновесие,
формирование ощущение границ своего тела и его положения в пространстве.
В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования
пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало
плоскостной геометрии (техника оригами) , с различными видами аппликации.
Страница 12
13Календарно -тематическое планирование представлено в табл.1.
Таблица 1
Календарно -тематичес кое планирование
Тема занятия Цель занятия Содержание
1 2 3
Сентябрь
1. Диагностика
Выявить уровень
развития общей и
мелкой моторики
Приложение
2. «Детский сад
– ты всегда
ребятам рад»
1. Развивать
мелкую моторику
пальцев рук,
тактильную
чувствительность,
координацию
движений.
2. Формировать
графические
умения и навыки.
1. Пальчиковая гимнастика «В
детский сад идти пора» (авт орская).
2. Самомассаж шарик ом «Су -джок».
3. «Выкладываем дорожку к
детскому саду из цветных
камушков ».
4. «Прогулка» (ходьба по
выложенной верѐвке сначала с
открытыми и затем с закрытыми
глазами).
5. «Волшебный мешочек».
Определить на ощупь игрушку и
назвать еѐ.
6. Найди и раскрась игрушку.
3. «Осень
золотая »
1. Развивать
координацию
движений
пальцев рук.
2. Учить отрывать
кусочки бумаги.
1. Пальчиковая гимнастика «Осенние
листья».
2. «Листопад» - лист жѐлтой,
оранжевой бумаги порвать на мелкие
кусочк и.
3. Аппликация из природного
материала «Осенняя берѐзка».
4. «Дождик» - работа с пипеткой.
4. «Витамины с
наших грядок».
1. Развивать
мелкую моторику
и тактильную
чувствительность.
2. Формировать
графические
навыки.
1. Пальчиковая гимнастика
«Капуста».
2. «Волшебный мешочек».
Определить на ощупь овощи.
3. «Сушка фруктов». Нанизывание на
проволоку кружков из картона с
дырочкой.
4. Работа с трафаретом «Обведи и
раскрась овощи».
Страница 13
14Продолжение таблицы
1 2 3
Октябрь
5. «Я познаю
мир».
1. Развивать
мелкую моторику
пальцев рук.
2. Формировать
ориентацию на
плоскости.
1. Пальчиковая гимнастика «Как у
нас семья большая».
2. «Мой дом». Выкладывание из
счѐтных палочек домов различной
высоты.
3. «Помогаем маме» - сортировка
круп.
4. «Помогаем бабушке» -
наматыван ие разноцветных клубков
6. «Пернатые
друзья».
1. Развивать
мелкую моторику
пальцев рук.
2. Развивать
координацию
движений.
1. Пальчиковая гимнастика «Птички
прилетали».
2. «Накормим птичек» - скомкать
бумагу в маленькие комочки.
3. «Напоим птиц» - работа с
пипеткой.
4. Аппликация «Совѐнок». На
шаблон наклеить порванные кусочки
бумажной салфетки, нарисовать
глаза, клюв, лапки.
7. «В мире
животных»
(домашние).
1. Развивать
мелкую
моторику.
2Развивать
графические
навыки и умения.
1. Пальчиковая гимн астика «На
ладошку села кошка».
2. Обвести котѐнка по точкам,
обклеить ватой, нарисовать глаза,
коготки.
3. «Поиграем с котѐнком» -
рисование разноцветных клубков.
8. «В мире
животных»
(дикие).
1. Развивать
зрительно -мотор -
ные функции.
2. Учить работать
с ножницами.
1. Массаж «Ёжик»
2. «Кто где живѐт». Отгадать загадку
о диком животном и наклеить
картинку туда, где он живѐт.
3. Аппликация «Ёжик». Нарезать
чѐрную бумагу тонкими полосками и
наклеить на трафарет. Раскрасить
мордочку.
Ноябрь
9. «С чего
начинается
Родина?»
1. Развивать
общую и мелкую
моторику.
2. Продолжать
развивать
графические
навыки.
1. Пальчиковая гимнастика
«Здравствуй, солнце золотое!».
2. «Прогулка» (ходьба по
выложенной верѐвке сначала с
открытыми и затем с закрытыми
глазами).
3. Н арисовать и раскрасить флаг
России.
Страница 14
15Продолжение таблицы
1 2 3
10. «Труд
людей».
1.Развитие
ориентации на
плоскости.
2.Совершенствова -
ние зрительного
внимания.
1. Пальчиковая гимнастика
«Стол», «Стул».
2. «Мебель для гостиной» -
выкладывание из палочек шкафа,
дивана.
3. Массаж ребристым
карандашом «Утюжок»,
«Добывание огня».
4.Делаем бусы для мамы.
11. «Основы
безопасности».
1. Развивать
внимание,
логическое
мышление .
2. Развивать общую и
мелкую моторику.
1. Пальчиковая гимнастика
«Дорожных правил очень
много».
2. Логоритмическое упражнение
«Если вдруг стряслась беда».
3. Рисование на крупе
экстренных телефонов.
4. Упражнения «Телевизор »,
«Найди фонарик» .
12. «День
Матери».
1. Развивать мелкую
моторику.
2. Закрепить понятие
парности.
1. Пальчикова я гимнастика
«Наши мамы».
2. «Помогаем маме» (по методике
О. Н. Тепляковой) – стираем и
вешаем попарно носочки,
закрепляем прищепкой.
3. Обрывная аппликация из
бумажных салфеток «Цветы для
мамы».
Декабрь
13. «Что такое
доброта?»
1. Развивать мелкую
моторику.
2. Разви вать
эмоционально -
волев ую сферу.
1. Пальчиковая гимнастика
«Дружба».
2. «Дерево добра». Обводим свои
ладошки на цветной бумаге,
вырезаем, наклеиваем на контур
дерева на стене кабинета.
3. «Изучаем эмоции» -
отгадываем эмоцию на лице
педаг ога или ребѐнка, наклеиваем
с помощью жгутиков из
пластилина на шаблон лица.
Страница 15
16Продолжение таблицы
1 2 3
14. «Светофор –
наш верный
друг»
1.Развивать мелкую
моторику,
зрительно -моторные
функции.
1. Динамическая игра
«Светофор».
2. Выкладываем дорожки из
цветных камушков.
3. Пластилинография
«Светофор».
15. «Новогодние
чудеса».
1. Развивать моторику
и координацию
движений.
2. Развивать
зрительное
восприятие
3.Стимулировать
любознательность. .
1. «Снегопад». Делаем снежинки:
мелко рвѐм бумажную салфетку.
Зат ем по команде подкидываем
вверх.
2. Эксперименты со снегом.
3. «Бусы на ѐлку» - нанизывание
бусин по образцу в определѐнной
последовательности.
Январь
16. «Зимние
забавы».
1.Развивать
зрительно -моторную
координацию.
2. Развивать умение
управлять своими
движениями.
1. Пальчиковая гимнастика
«Снежок».
2. «Маленький конструктор» -
выгибание из проволоки
круглого снежка.
3. Шнуровка «Коньки».
4.Рисование лыжни пальчиками
на крупе.
5. Игра с пробками «Лыжи».
17. «Снегопад». 1. Укреплять мышцы
пальцев и кистей рук,
сгибательные и
разгибательные
движения кистей рук.
2. Развивать умение
управлять своими
движениями.
1. «Снегопад». Делаем снежинки:
мелко рвѐм бумажную салфетку.
Затем по команде подкидываем
вверх.
2. «Ветерок». С п омощью
резиновой груши, пытаемся сдуть
«снежинки».
3. «Цветные льдинки» - с
помощью пинцета разложить
бусины по соответствующим
цветным тарелочкам.
4. «Зимний пейзаж» - на трафарет
дерева наклеить манку.
Страница 16
17Продолжение таблицы
1 2 3
18. «Зимующие
птицы».
1. Развивать мелкую
моторику.
2. Формировать
умение
саморегуляции.
1. Динамическая игра
«Снегири».
2. «Угощение для птиц» -
сортировка семян тыквы, арбуза,
фасоли, гороха.
3. «Посмотри, кто спрятался в
комочке?» - разгладить
скомканные в шарики листы
бума ги с изображенными на них
контурами зимующих птиц.
4. Динамическое упражнение
«Воробушки».
Февраль
19. «Осторожно
- Огонь!»
1. Развивать
внимание.
2. Формировать
ощущение границ
своего тела.
3. Развивать
любознательность.
4. Развивать речевое
дыхание.
1. Игра «Опасные предметы».
Дети шагают на месте, педагог
называет предметы. Если они
опасны. Дети хлопают в ладоши.
2. Упражнения «Брѐвнышко»,
рисование огня на доске
одновременно двумя руками.
3. Эксперименты «Как потушить
огонь» (вода, песок, стеклянная
банка; показывает педагог).
4. «Задуй свечку».
20. «Береги своѐ
здоровье!»
1. Развивать мелкую
моторику пальцев
рук.
2. Формировать
ощущение границ
своего тела и его
положения в
пространстве.
1. Самомассаж с помощью
шарика «Су -джок».
2. Ползание на четвереньках.
Ползанье вперед, назад, вправо и
влево с одновременным
продвижением одноименных
руки и ноги, затем
противоположных руки и ноги.
3. Подвижная игра «Ловишки» -
нетрадиционное физкультурное
оборудование.
21. «День
защитника
Отечества».
1. Разви вать
зрительно -моторные
функции.
2. Учить штриховать
в разных
направлениях.
1. Пальчиковая гимнастика
«Солдаты».
2. Из риса выложить салют по
нарисованному контуру.
3. Штриховка «Танк»,
«Самолѐт».
4. Самолѐтик для папы яйца из
киндер -сюрприза и пластилина.
Страница 17
18Продолжение таблицы
1 2 3
22. «Я похож на
папу».
1.Развивать
зрительно -моторную
координацию.
2. Развивать умение
управлять своими
движениями.
1. «Маленький конструктор» -
делаем геометрические фигуры
из мягкой проволоки.
2. «Рыбалка». Раскрасить
заготовку рыбки из картона.
Вылавливаем карандашом из
ѐмкости с водой (по методике О.
Н. Тепляковой).
3. «Маленький мастер» - учимся
пользоваться отвѐрткой и
гаечным ключом.
Март
23. «8 марта»
1. Развивать
зрительное
восприятие.
2. Учить действовать
по словесной
инструкции.
3. Развивать мелкую
моторику.
1. Игры с цветными резинками по
образцу.
2. Сматываем клубки для
бабушки.
3. Открытка для мамы. Заготовку
(восьмѐрку) обматываем
цветными нитками. Украшаем
бусинами.
24. «Народные
забавы»
(Масленница)
1. Развивать мелкую
моторику.
2. Учить
использовать
результаты своей
деятельности в игре.
1. Пальчиковая гимнастика « На
блины ».
2. «Печѐм блины» из пластилина.
3. «Фаршируем блинчики».
4. Подвижная игра (перенести
блинчики в сковородке из одного
конца комнат ы в другой).
25. «Сказка –
ложь, да в ней
намѐк…»
1. Развивать мелкую
моторику.
2. Формировать
ощущение границ
своего тела и его
положения в
пространстве.
3.Учить использовать
результаты своей
деятельности в игре.
1. Вспомнить сказку «Колобок».
2. Игровое упражнение
«Колобок».
3. Лепка из пластилина героев
сказки.
4. Театрализация сказки
«Колобок» с использованием
вылепленных фигурок.
Страница 18
19Продолжение таблицы
1 2 3
26. «Весна
пришла»
1. Развивать мелкую
моторику.
2.Развивать
зрительно -моторную
координацию.
1. Пальчиковая гимнастика
«Побежали вдоль реки»
2. «Потекли ручейки» -
рисование пальчиками на крупе.
3. Нанизывание пуговиц на леску
и называние чередования:
большая, маленькая.
4. Аппликация из пшена
«Солнышко».
Апрель
27. «Комнатные
растения»
1. Развивать мелкую
моторику.
2.Развивать
зрительно -моторную
координацию.
1. Пальчиковая гимнастика
«Цветок».
2. Украшаем кактус колючками и
цветочками (прищепки).
3. Обрывная аппликация из
бумажных салфеток «Цветок в
горшке».
28. «Полѐт на
луну»
1. Развивать
зрительно -моторную
функцию.
2. Развивать
внимание,
усидчивость.
1. Пальчиковая гимнастика
«Космос».
2. Динамическое упражнение
«Невесомость».
3. Дидактическая игра «Космос»
(авторская). На ватмане –
звѐздное небо с контурами звѐзд.
Подобрать звезду. Посчитать
большие и маленькие, назвать
цвета, каких больше.
29. «В мире
животных»
(птицы).
1. Развивать мелкую
моторику.
2.Учить использовать
результаты своей
деятельности в игре.
1. Пальчиковая гимнастика
«Птички прилетали ».
2. «Птичка» - делаем птичку из
ватных дисков и трубочки для
коктейля.
3. «Покормим птичек» - делаем
зѐрна из бумажных салфеток и
«кормим» сделанных птиц.
30. «В мире
животных»
(насекомые)
1.Развивать
зрительно -моторную
координацию.
2. Формировать
ощущение гра ниц
своего тела и его
положения в
пространстве.
1. Пальчиковая гимнастика
«Сороконожка».
2. Упражнение «Паучок»,
«Гусеница».
3. «Паучок» - из бумажной
одноразовой тарелки и ниток
делаем паутину. Паучок – из
пластилина и зубочисток.
Страница 19
20Окончание таблицы
1 2 3
Май
33. «День
Победы»
1.Развивать моторику
и координацию
движений.
2. Развивать слуховое
восприятие.
3. Развивать ручную
умелость.
1. «Салют» - из цветной бумаги
мелко отрываем кусочки,
подкидываем по команде вверх.
2. «Гвоздика» - из красных
бумажных салфеток и трубочки
для коктейля.
3. «Георгиевская ленточка».
Рисуем, вырезаем, приклеиваем
на левую сторону груди с
помощью двустороннего скотча.
34. «Зелѐный
росток»
1. Развивать мелкую
моторику пальцев
рук.
2. Развивать
внимание, умение
работать сообщ а.
1. Пальчиковая гимнастика
«Цветок».
2. «Найди растение» - делаем
зашумлѐнные картинки и
меняемся с товарищем (работа в
парах).
3. Коллективная аппликация из
ваты и бумаги «Одуванчик».
35. «Это
интересно».
1. Развивать ручную
умелость.
2. Стимулировать
интерес и мотивацию
к продуктивной
деятельности.
1. Делаем цветной песок.
2. Аппликация из цветного песка
по эскизу ребѐнка.
36. Диагностика Выявить уровень
развития общей и
мелкой моторики
после проведения
коррекционных
занятий.
Приложение
Страница 20
21Условия реализации программ ы
Эффективность коррекционных занятий значительно повышается, если
соблюдаются правила организации занятий , предлагаемые М. М. Безруких.
Основные из них:
1. Перед каждым занятием объясняется его цель: что будем делать, как и
для чего.
2. Начинается занятие с разминки, далее даѐтся более лѐгкое задание,
затем более сложное и заканчивается выполнением заданий, которые не
вызывают у ребенка особых затруднений.
3. Через каждые 5 -7 мин. занятия проводятся физминутки, с
использован ием упражнений на расслабление, формирование правильной
осанки, упражнений для глаз.
4. Соотношение известного материала и совсем неизвестного может
составлять 75% к 25%.
5. Ребѐнку п редостав ляется возможность самому выбрать оптимальный
темп деятельности; установки всех заданий да ются , не на скорость, а на
качество.
6. При оценке работы отмеч аются правильность выполнения ,
допущенные ошибки, объясня ется , как их нужно исправить. Любые замечания
должны быть поддерживающими и конструктивными.
7. Поощря ется инициатив а детей, интерес, желание задавать вопросы,
обра щаться за помощью.
8. Следить за соблюдением правильной осанки.
9. Заканчивается занятие на оптимистичной ноте.
Цель вводной части занятия: развитие эластичности мышц; повышение
подвижности суставов ; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка
удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных
эмоций и стойкого интереса к деятельности.
Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без
Страница 21
22предметов. Компоновка упражн ений комплексов пальчиковой гимнастики
может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема
движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания
позы.
Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном
темпе, 5 -7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно,
поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.
Важно следить за правильной постановкой кисти руки ребенка,
точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при
необходимости давать спокойные, четкие указания.
Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и
разминки мышц кистей рук, повышения подвижности с уставов с помощью
самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от
процесса работ ы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее
воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц
и суставов кистей рук.
Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует
самостоятельно, учитывая индивидуальные особеннос ти детей. Критерием
качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки:
легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная
усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки
переутомления.
Содержание основной части соответствует задачам программы. На эту
часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят
игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической
моторики, зрительно -моторной координации, умений управлять своим и
движениями.
Основные приемы: дидактические игры, шнуровка , прищепки ,
пуговицы, крышки, копирование, аппликация с использованием не
Страница 22
23традиционных методов, таких как – скомканная бумага, крупы, семечки,
ткани, обрезки журналов и газет , рисование пальчиками
Цель заключительной части занятия - снижение физической усталости и
морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.
Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а
именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень
возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие
одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.
Работа с родителями
Одним из важных направлений программы является работа с
родителями. Основной задачей на начальном этапе является - формирование у
родителей мотивации к работе с детьми.
После проведения входной диагностики проводится анкетирование
родителей и индивидуальн ые беседы.
Обобщив данные анкетирования родителей за два года работы по
программе, можно говорить о том, что большая часть объединяют общую и
мелкую моторику в одно понятие, считая возраст 3 – 4 года оптимальным для
начала еѐ развития. В числе популярных игр для развития общей и мелкой
моторики, используемых в домашних условиях, указывались различные виды
раскрасок, пазлов, к онструкторы лего. Небольшой процент опрошенных
использует нетрадиционный материал – крупа, пуговицы. Большая часть
современных родителей берут информацию из интернета. Мнения о форме
работы с воспитателем разошлись, все предложенные варианты ответов
(роди тельское собрание, мастер – класс, индивидуальная беседа,
консультации в родительском уголке, никакая, информации хватает вполне)
набрали примерно одинаковое число голосов. Около половины родителей
выразили желание участвовать в выставке творческих работ.
Таким образом, результаты анкетирования подтверждают актуальность
программы по развитию моторики, предназначенной для правильного
Страница 23
24развития общей и мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста (4 -
5 лет), оказания своевременной помощи в формирован ии последовательной
координации движений.
Цель бесед – налаживание контактов, определение уровня
наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщения о
диагностических данных.
В качестве эффективного средства знакомства родителей с
особенностями моторики предлагается их участие на занятиях, где они могут
познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей
родители превращаются в активных участников (Приложение 3,4 ).
В рамках «Семейной гостиной» совместно с воспитателями ДОУ б ыла
подготовлена выставка нетрадиционных пособий, проведѐн мастер -класс по
использованию занимательных игр и упражнений для развития общей и
мелкой моторики дошкольников.
В родительском уголке размещаются рекомендации по развитию
мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки
по теме (Приложение 3).
Вся информация для родителей по данной теме представлена на сайте
детского сада.
Работа с педагогами
Тесное сотрудничество с педагогами ДОУ по развитию общей и мелкой
моторики улучшает качество результатов работы.
Развитию крупной моторики, формированию у детей двигательных
навыков способствуют занятия по физкультуре и музыкальные занятия.
Поэтому для специалистов были разработаны рекомендации по развитию
общей и мелкой моторики, подобраны упражнения на развитие координации
движений (Приложение 5) .
Для воспитателей детского сада была проведена серия консультаций по
оснащению предметно -развивающей среды в группах и использованию игр и
Страница 24
25упражнений для развития обще й и мелкой моторики в режимных моментах и
непосредственно -образовательной деятельности. В результате были
приобретены и сделаны своими силами разнообразные виды шнуровок,
оформлены центры по развитию мелкой моторики с использованием
природного материала.
Положительные результаты при взаимодействии с педагогами приносит
использование компьютерных технологий - презентации, открытые НОД
(Приложение 6).
Страница 25
26Список литературы
1. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология
(Физиология развития р ебѐнка). – М., 2002.
2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и
упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с.
3. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – М.,2008.
4. Кабанова Т. В., Домнина О. В. Тестовая диагностика: обследование
речи, общей и мелкой моторики у детей 3 – 6 лет. / Под ред. Н. Е. Ильяковой. –
М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 104 с.
5. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду:
Методическое п особие. – М., 2003.
6. Лифиц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики.
Комплексные занятия. Практическое пособие. – М., 2010. - 160с.
7. Никитина А. В. Сборник пальчиковых игр по лексическим темам (2 –
3 года, 4 -5 лет, 6 -7 лет). – СПб., 2009.
8. Николаева Е. П . Способы развития сенсомоторных компонентов
психической деятельности ребѐнка//Справочник педагога -психолога. – 2015. -
№ 2. – С.60 – 70.
9. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений,
физкультминуток, пальчиковой гимнастики. - СПб., 2009.
10. Основная общеоб разовательная программа дошкольного
образования. – 2015.
11. Поспелова Т.А. Развитие мелкой моторики и воображения у детей с
использованием нестандартного оборудования//Справочник
педагога -психолога. – 2014. - № 2. – С.53 - 59.
12. Харченко Т. Е. Утренняя гимнастик а в детском саду. Упражнения
для детей 3 -5 лет. – М., 2007.
Страница 26
2713. Цыпленкова О. А. Личностно -ориентированное и
здоровьеформирующее двигательное развитие ребѐнка//Справочник
педагога -психолога. – 2012. - № 8. – С.47 - 59.
14. Шишкова С. Ю. Буквограмма. В школу с радос тью. Коррекция и
развитие письменной и устной речи у детей от 4 до 15 лет. – Ростов н/Д:
Феникс, 2014.
Интернет -ресурсы:
galka -igralka.ru - Развивающие занятия для мамы и малыша до 5 лет.
Страница 27
28
Приложение 1
Диагностический инструментарий
Обследование общей и мелкой моторики
1. Исследование общей моторики
1.1. Исследование движений рук и плечевого пояса.
Педагог: Выполни мои инструкции.
Подними руки вверх (покажи, какой ты большой).
Покажи, как летают птицы, машут крыльями.
1.2. Исследование движений туловища.
Педагог: Выполни мои инструкции.
Покачайся, как маятник часов (тик -так).
Наклонись и возьми предмет с пола. Колени не сгибать.
1.3. Исследование движений ног и сохранение равновесия.
Педагог: Выполни мои инструкции.
Покажи, каким ты был маленьким (приседание).
Покажи, как петушок стоит на одной ноге.
Прыгай на одной ноге (до указанного ориентира).
Перешагивай через «лужи» или «камни» (ходьба с высоким
подниманием колен).
1.4. Исследование ста тической координации движений.
Педагог: Выполни мои инструкции.
Вытяни руки вперѐд и закрой глаза. Стой так в течение 5 секунд.
1.5. Исследование динамической координации движений.
Педагог: Выполни мои инструкции.
Шагай, как солдат (маршировка).
Выполни п одряд 3 приседания.
1.6. Исследование пространственной ориентации по подражанию.
Педагог: Выполни мои инструкции.
Страница 28
29
Пройди по кругу сначала по часовой стрелке, потом против
часовой стрелки.
Пройди по кругу и встань в центр.
Обойди весь кабинет и встань в заданном месте.
Оценка состояния общей моторики
1 балл – правильно, точно и полно выполняет все движения в
нормальном темпе с первого раза.
0,5 балла – выполняет правильно, но с повторением инструкции или
повторением показа, в замедленном темпе.
0,25 балла – неполный объѐм движений, нескоординированность
движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняется.
0 баллов – не способен выполнить задания.
2. Исследование мелкой моторики.
2.1. Исследование кинестической основы движений.
Педагог : Выполни мои инструкции.
Покажи «козу рогатую » (указательный палец и мизинец вытянуты
вперѐд, остальные сжаты) поочередно каждой рукой., а затем обеими руками
вместе.
Покажи уши «зайчика » (указательный и средний палец вытянуты
вверх, остальные сжаты в кулак) поочерѐдно каждой рукой, а затем двумя
руками вместе.
Покажи колечко (поочерѐдно каждым пальцем соприкасаемся с
большим пальцем на одной руке, а затем на другой).
Покажи «очки » (одновр еменно двумя руками).
2.2. Исследование кинетической основы движений.
Педагог: Выполни мои инструкции.
Поочерѐдно сгибай пальцы правой и левой руки (возможно чтение
потешки «Сорока -белобока »).
Пальчики «здороваются » (поочерѐдное прикасание подушечек
пальцев руки, а затем однои мѐнных пальцев обеих рук).
Страница 29
30
«Игра на пианино ».
Изменение положения кистей рук (1 - кулак, 2 - выпрямленная
ладонь и наоборот).
Кулак - ребро - ладонь.
Оценка состояния мелкой моторики
1 балл - выполняет движения в полном объѐме в нормальном темпе.
0,5 балла - заторможеннсоть и нескоординированность движений при
выполнени
0,25 балла - наличие синкинезий в общескелетной и мимической
мускулатуре и трудность в переключении движении.
0 баллов - отка зывается от выполнения задания.
Итог: 23 проб ы, 23 балла .
Баллов за весь тест: N
Степень успешности = N × 100 : 23
Страница 30
31
Приложение 2
Рис.1. Мониторинг развития общей и мелкой моторики у детей среднего
дошкольного возраста в 2014 -2015 учебном году
Рис.2. Мониторинг развития общей и мелкой моторики у детей среднего
дошкольного возраста в 2015 -2016 учебном году
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
начало года конец года
100%
58%
42%
ниже нормы
норма
выше нормы
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
начало года конец года
90%
40%
50%
0
10%
ниже нормы
норма
выше нормы
Страница 31
32
Рис. 3. Мониторинг коррекц ионной работы по развитию общей и мелкой
моторики у детей среднего дошкольного возраста
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
2014 -2015 2015 -2016
58%
40% 42%
50%
0
10%
ниже нормы
норма
выше нормы
Страница 32
33
Приложение 3
Перспективный план работы с родителями
Месяц Тема Задачи
Сентябрь
1. Анкетирование
родителей на тему
«Развитие общей и
мелкой моторики у
дошкольников» .
2. Индивидуальная
беседа
Раскрыть родителям значение
развития мелкой моторики в
дошкольном возрасте .
Налаживание контактов, сообщения
о диагностических данных
Октябрь
1. Семинар -практикум в
рамках «Семейной
гостиной» «Развитие
моторики или несколько
идей, чем занять
ребенка»
2. Изготовление театра
«Живых картинок» для
группы.
Настраивать родителей на
сотрудничество по развитию
моторики детей в домашних
условиях
Использовать театр как средство
развития мелкой моторики рук
детей.
Ноябрь Консультация «Пока
мама на кухне»
Учить родителей использовать
подручные средства для развития
мелкой моторики и речи ребенка .
Декабрь День открытых дверей. Учить родителей использовать
пальчиковые игры в различных
видах деятельности детей
Январь Консультация для
родителей «Пальчиками
играем – стихи
повторяем»
Познакомить родителей с
методикой пальчиковых игр
Февраль Изготовление
папки -передвижки «Ум
ребенка на кончиках
пальцев»
Показать родителям взаимосвязь
развития мелкой моторики и
интеллектуального развития
Март Отчетный показ
пластилинового театра
по сказке «Колобок»
Показать родителям достижения
детей в продуктивной деятельности .
Апрель Выставка творческих
детско -родительских
работ «Наши с мамой
руки»
Совместная творческая
деятельность родитель -ребенок
Май Посещение родителями
НОД.
Вовлечение родителей в
образовательный процесс .
Страница 33
34
Приложение 4
Анкета для родителей
«Развитие общей и мелкой моторики у дошкольников»
1. Знаете ли вы что такое общая и мелкая моторика ребенка?
Да Затрудняюсь ответить Нет
2. В каком возрасте нужно начинать ее развивать?
В младенчестве 3 -4 лет 7 лет
3. Какие игры используете для развития общей и мелкой
моторики дома?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
4. Какой нетрадиционный материал используете в работе?
- Крупа, приро дный материал
- Пуговицы, бусины
- Иголки, нитки
- Конструктор, мозаика
- Кубики, пирамидки, матрешки
5. Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?
- В детском саду
- Телевидение
- В интернете
- Подсказывает своя интуиция
6. Как ребенок выполняет задания игры?
Пассивно Активно
7. Как ребенок воспринимает установку к игре?
- С первого раза
- Требуется многократное объяснение
- Требуется объяснение и показ действий
8. Какая форма работы с воспитателем п о этому вопросу Вам
наиболее комфортна?
- Родительское собрание
- Мастер – класс
- Индивидуальная беседа
- Консультации в родительском уголке
- Никакая, информации хватает вполне.
9. Готовы ли Вы поучаствовать в выставке творческих
детско -родительских работ «Наши с мамой руки»
Да Не знаю Нет
Страница 34
35
Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребѐнка
Семинар -практикум для родителей
1. Крупа на тарелочке . Насыпьте на большую плоскую тарелку два -три вида
круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она
берется и что с ней можно делать (кашу, например).
2. Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте
малышу в разные тарелки гре чку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать
узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.
3. Самые вкусные игры – ссыпать вместе два -три сорта изюма, орехов,
разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.
4. Бе рем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать
крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда
ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся.
Это могут быть небольшие пластиковые бутылоч ки, баночки от детского питания
и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки, ребенок
тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук
5. На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько
кусочков сахара -рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и
наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в
красивый цвет.
6. Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую
оставьте пустой. Покажите реб енку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и
пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите,
как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.
7. Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было
интересней, воду м ожно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в
пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию
мелкой моторики рук и концентрации внимания.
8. Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть
ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите
Страница 35
36
малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.
Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его.
Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета.
Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим
еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук,
фантазии и воображения.
9. Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить и з него,
улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.
Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным
просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на
шнурок.
Кстати, чем больше малыш работает своими пальчи ками, тем лучше
происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его
речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области
находятся рядом. Причем, речевые активно формируются под влиянием
импульсов, поступающи х от пальцев рук.
Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую
зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.
Упражнения на развитие крупной моторик и, формирования
ощущения границ своего тела и его положения в п ространстве
«Бревнышко ». Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки
вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем
в другую сторону.
«Колобок ». Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их
руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться
несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.
«Письмо в воздухе ». И.п. — лежа на спине, руки вытянуты вперед
перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе «прописывают »
буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при
коррекции письма — при пропуске букв, их заменах, «зеркальном » написании
Страница 36
37
и других ошибках. При этом вначале можно вместе с ребенком выполнять
необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.
Рисование на дос ке, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе
руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала
ребенок рисует прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные,
перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники,
квадраты.
«Гусеница». Из положения лежа на животе изображаем гусеницу: руки
согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки,
ложимся на пол, затем сгибаем руки, поднимаем таз и подтягиваем колени к
локтям.
Ползанье на животе. Снача ла по -пластунски. Затем только на руках,
ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на
последних этапах руки за головой, локти в сторону).
Ползанье на животе при помощи рук. При этом нога от колена
поднимается вертикально вверх (одновре менно с ведущей рукой, затем с
противоположной).
«Червячок». Ползань е на спине без помощи рук и ног.
Ползанье на четвереньках. Ползанье вперед, назад, вправо и влево с
одновременным продвижением одноименных руки и ноги, затем
противоположных руки и ноги. П ри этом руки сначала располагаются
параллельно друг другу; затем перекрещиваются, то есть при движении с
каждым шагом правая рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и
т. д. При освоении этих упражнений можно положить ребенку на плечи
плоский п редмет (книгу), и поставить задачу его не уронить. При этом
отрабатывается плавность движений, улучшается ощущение положения
своего тела в пространстве.
«Паучок ». Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя,
ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и
стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой
Страница 37
38
и левой ногой (упражнение выполняется по четырем напр авлениям - вперед,
назад, вправо, влево). То же, только шагает одновременно разноименная рука
и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в
различных сочетаниях.
«Слоник ». Ребенок становится на четыре конечности так, чтобы вес был
расп ределен поровну между руками и ногами. Одновременные шаги правой
стороной, затем левой. На следующем этапе ноги идут параллельно, а руки
наперекрест. Затем руки параллельно, ноги наперекрест.
«Гусята ». Отрабатывается «гусиный » шаг с прямой спиной по четыре м
направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же с плоским предметом на
голове. После отработки включаются разнонаправленные движения головы,
языка, глаз.
Исходное положение — стоя на одной ноге, руки вдоль тела. Закрывая
глаза, максимально долго удерж иваем равновесие. Затем сменяем ногу. После
усвоения можно подключать различные пальчиковые и др. движения.
«Бревнышко » по стене. И.п. — стоя, ноги вместе, прямые руки
вытянуты над головой, спина соприкасается со стеной. Ребенок делает
несколько поворотов сначала в одну сторону, затем в другую так, чтобы
постоянно прикасаться к стене. То же с закрытыми глазами.
«Повтори движение » ( вариант игры Б. П. Никитина «Обезьянки »).
Ведущий (взрослый) делает какие -то движения: приседает, поднимает руки
вверх, хлопае т в ладоши - а дети должны повторить их вслед за ним. Темп
движений можно то замедлять, то ускорять. Чтобы подключить также и
тренировку внимания, можно ввести «запрещаемые движения » ( какое -то
движение повторять нельзя).
Страница 38
39
Приложение 5
Мастер -класс для педагогов
«Картины из цветного песка».
Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных видах
изобразительной деятельности.
Задачи: 1. Познакомить педагогов с видами рисования цветным песком.
2. показать приѐмы и основные этапы выполнения работы.
Оборудование: набор для аппликаций песком (плотная основа с
нанесѐнным рисунком, цветной песок), ножницы, картины из цветного песка,
песочные картины в сосуде.
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада нашей встрече. Надеюсь, что у
нас с вами получится интересный и полезный разговор.
Сегодня я познакомлю вас с одним из видов нетрадиционной
изобразительной деятельности – рисование цветным песком.
Рисование песком вызывает огромный интерес у детей, и приносит море
ярких эмоций всем участникам! Современные психологи рекомендуют
создавать картины из п еска гиперактивным, непоседливым малышам и детям
с ярко выраженными неврозами и страхами. К тому же работа с песком
развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику рук
Прошу обратить внимание на нашу небольшую выставку. Вот такие
картины дети могут создать под вашим руководством – это могут быть
забавные звери, герои любимого мультфильма или индивидуально созданный
трафарет.
Здесь представлены картины из цветного песка, приготовленного
своими руками. Изготовление цветного песка для творчества само по себе
может быть захватывающим процессом. Для этого понадобится: соль марки
«Экстра», цветной мел, бумага, небольшой нож. Технология изготовления
проста:
1. На бумагу насыпать немного соли.
Страница 39
40
2. Взять мелок необходимого цвета и растереть его в порошок до
получ ения требуемой окраски.
3. Аналогичным образом создаѐтся солѐный песок разных оттенков.
4. Полученная смесь ссыпается в прозрачную ѐмкость.
Освоив азы обращения с цветным песком с помощью аппликации,
можно переходить к созданию песочных картин в сосуде. Это боле е сложная
технология. Рисунки создаются при помощи тонкой спицы. Сложные узоры и
пейзажи удобно насыпать кофейной ложечкой, а необходимые контуры
отдельных элементов создаются путѐм прокалывания соляных слоѐв на
требуемую глубину. Важно, чтобы такие картин ы были плотно утрамбованы и
закрыты крышками.
Для работы можно использовать также и готовые наборы для
аппликаций песком, куда входит плотная основа с нанесѐнным рисунком,
цветной песок, рамка. Сейчас наша воспитанница подготовительной группы
Лиза познако мит вас с основными этапами работы.
Лиза: «Сделать аппликацию очень просто. Основа уже заранее покрыта
клеем и закрыта защитной бумагой. Начинать лучше с тѐмных цветов,
постепенно переходя к светлым тонам. Тогда картина будет смотреться более
аккуратной. Выбранные элементы одного цвета засыпаются песком. Затем
песок нужно немного прижать к поверхности картинки пальцами. Излишки
песка стряхиваются на лист бумаги».
Хочется отметить, что песка в готовых наборах много. Оставшийся
песок можно использовать в дал ьнейшем. У готовых наборов есть два минуса.
Во -первых, песок рано или поздно заканчивается. Во -вторых, ребѐнку
предлагается уже готовая цветная картинка, что не способствует развитию
фантазии и воображению. Поэтому на своих занятиях я использую песок,
приг отовленный своими руками.
За столь короткое время овладеть методами и формами работы с
цветным песком нелегко, поэтому в своей работе вы можете воспользоваться
буклетами.
Страница 40
41
Мастер -класс подошѐл к концу. Хотелось бы услышать, что вы узнали
полезного для себя? Что бы вам хотелось попробовать в своей практике из
увиденного сегодня?
Благодарю за сотрудничество. До свидания!