cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1




СОДЕРЖАНИЕ

1. Комплекс основных характеристик программы
Ошибка! Закладка не определена.
1.1.Пояснительная записка
Ошибка! Закладка не определена.
1.2. Паспорт программы
Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Цель и задачи программы
Ошибка! Закладка не определена.
1.4. Содержание программы
Ошибка! Закладка не определена.
1.5. Учебный план
Ошибка! Закладка не определена.
1.6. Планируемые результаты 27
2. Комплекс организационно -педагогических условий 27
2.1 Методическое обеспечение 27
2.2. Диагностическое обеспечение 29
2.3. Материально -техническое обеспечение 31
2.4. Кадровое обеспечение 32
2.5. Формы аттестации 32
2.6. Оценочные материалы 32
2.7. Рабочая программа воспитания 34
3. Список литературы 35
4. Приложения
37 Ошибка! Закладка не определена.


Страница 2

2











1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХА РАКТЕРИСТИК ПРОГРАММ Ы

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСК А
В последние годы значительно увелич илось количество детей с
нарушениями речи .
Для данного контингента воспитанников характерны: системное
нарушение речевой деятельности, которое накладывает отпечаток на
формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно -волевой
сферы, незрелость психических процессов, пространственные нарушения,
приводящие к расстройствам письменной речи (дислексии и дисграфии),
расстройства в эмоциона льно -волевой, личностной сферах, снижение
работоспособности, общая соматическая ослабленность, отставание в
развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой
координацией движений. И как следствие – трудности в процессе усвоения
школьных программ и адаптации к школе.
Поэтому перед учителями -логопедами остро встают вопросы раннего
распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных
методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими
нарушения речи.
По мнению нейропсихологов, определяющую роль в возникновении
речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры
больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия.

Страница 3

3

То есть одной из причин является «координационная неспособность» к
обучению, неспособнос ть правого и левого полушария к интеграции .
Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была
разработана А. Р. Лурия и его со трудниками (Л.С. Цветковой, Е. Н.
Винарской, Е.Д. Хомской, Т. В. Ахутиной). Теоретический анализ
ис следований различны х ученых (У.В. Ульянкова, В.И. Лубовский, И. А.
Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности
психического развития детей дошкольного возраста с ТНР (ОНР).
В детском возрасте существует тесная связь между телом и психикой.
Любое нарушени е развития в детском возрасте затрагивает также и
двигательную сферу. Поэтому сформированность общей, артикуляционной
и пальчиковой моторики, с одной стороны, является важнейшим
показателем состояния ребѐнка. С другой, именно через движение мы можем
опти мизировать процесс подготовки к школе детей с ОНР. Следовательно,
развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а
не наоборот.
Работая учителем -логопедом в группе компенсирующей направленности
с детьми с тяжелыми нарушениями речи, я зна ю, что это сопровождается
нарушениями фонематического восприятия, слоговой структуры,
звуконаполняемости слов, грамматического строя речи, плохо развит
словарный запас, слабо развита связная речь; наблюдались отклонения в
общей и артикуляционной моторике. Речевой дефект отрицательно повлиял
на развитие нервно -психической и познавательной деятельности, поэтому у
некоторых детей имела место задержка темпа психического развития, что
проявлялось в незрелости высших психических функций – внимания,
восприятия, па мяти, мышления. Дефицит речевых средств создал проблемы
в адаптации, общении и социализации ребенка.
Я искала ответы на следующие вопросы:

Страница 4

4

• Как же поддержать познавательную активность ребѐнка, развить его
мыслительные процессы: восприятие, мышление память и воображение, не
перегружая ребѐнка излишней информацией?
• Как преодолеть речевые нарушения, развить умственные способности
ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое
здоровье?
На сегодняшний день одним из перспективных средств та кого развития
выступают кинезиологические упражнения, возможности которых в
практике детского сада реализуются далеко не полностью.
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полу шарий, тесно
связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело,
межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является
основой развития интеллекта.
Нейрогимнастика и кинезиологические игры и упражнения
синхронизируют работу пол ушарий, способствуют улучшению
запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей,
педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно
концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной
деятельности на другую, ч то способствует быстрому включению ребенка в
занятие. Кинезиологические игры и задания оказывают благотворное
влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления,
процессов восприятия, пространственных представлений и процессов
саморегуля ции. Во время регулярных занятий происходит стабилизация
эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребѐнка,
повышение уровня самооценки.
Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить
межполушарное взаимодействие, которое явля ется основой интеллекта.

Страница 5

5

Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный
(накапливающийся) эффект. Повышая умственную работоспособность и
оптимизируя психоэмоциональное состояние.
Преимущества использования нейро - и кинезиоигр в логопе дической
практике:
- игровая форма обучения;
-эмоциональная привлекательность;
-многофункциональность;
-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не
статичное выполнение заданий только за столом;
-формирование стойкой мотивации и произ вольных познавательных
интересов;
-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и
учителем – логопедом.
Таким образом, учитывая все положительные стороны данных методов,
была создана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа « Нейрогимнастика для развития речи», которая окажет помощь в
коррекции речевых нарушений у детей с ТНР.
Понятийный словарь
Нейрогимнастика - это название двигательной нейропсихологической
коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид
помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и
синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. По
исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга –
гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию
движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое,
логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации,
постановку целей и построений программ.

Страница 6

6

Нейропсихология - междисциплинарное научное направление, лежащее
на стыке психоло гии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры
и функционирования головного мозга с психическими процессами и
поведением живых существ.
Речевое развитие - широко используемое комплексное обозначение
процессов, этапов и методик, связанных с овлад ением (как ребѐнком, так и в
широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так
и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его
навыков коммуникации, вербального мышления и литературного
творчества.
Тяжелые наруш ения речи (ТНР) - это стойкие специфические
отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и
грамматического строя речи, фонематических процессов,
звукопроизношения, просодической организации звукового потока,
отмечающихся у детей при со хранном слухе и нормальном интеллекте.

1.2. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Параметры

Содержание
Название программы «Нейрогимнастика для развития речи»
Нормативно -правовая
база


- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273 -ФЗ «Об
образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ -273);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124 -ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 30.04.2021 г. № 127 -ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Р оссийской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по

Страница 7

7

дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Федеральный государств енный образовательный
стандарт дошкольного образования (утвержден
приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №
1155);
- Письмо Министерства образования и науки № 08 -
249 от 28.02.2014 г. «Комментарии к ФГОС
дошкольн ого образования»;
- Концепция развития дополнительного
образования детей до 2030 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №
678;
- СанПиН 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды
обитания» (утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача России от
28.01.2021 № 2);
- СП 2.4.3648 -20 «Санитарно -эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача России от 28
сентября 2020 г. № 28);
- Визель Т.Г. «Основы нейропсихологии»;
- Колганова В.С., Пивоварова Е.В.
«Нейропсихологические занятия с детьми»;
- Лурия А.Р. «Основы нейропсихологии».
Автор и разработчик Полекаренко Т.А. - учитель -логопед.
Адресат программы Дети старшей и подготовительной группы
компенсирующей направленности для детей с ТНР
Срок реализации
программы 1 год
Форма обучения Очная
Язык обучения Русский
Форма обучения Групповая

Страница 8

8

Длительность одного
занятия 25 минут
Объем программы 60 занятий – 1500 минут
Ключевые понятия Нейрогимнастика, кинезиология, тяжелые
нарушения речи.
Основная проблема,
обоснование
актуальности,
научной новизны,
практической
значимости
программы
Проблема заключается в том, что с каждым годом
растет число детей с речевыми нарушениями.
Актуальность заключается в том, что становится
вопрос о внедрении в практику логопедической
работы с детьми – логопатами инновационных
образовательных технологий.
Новизна проекта обусловлена недостаточной
освещенностью данного вопроса в методической
литературе.
Практическая значимость проекта состоит в том,
что с помощью специально подобранных
упражнений организм координируе т работу
правого и левого полушарий и развивает
взаимодействие тела и интеллекта. Данный метод
коррекции улучшает у ребенка память, внимание,
речь, процессы письма и чтения, пространственные
представления, мелкую и крупную моторику,
снижает утомляемость, п овышает способность к
произвольному контролю. Как показывает опыт,
образовательную кинезиологию и нейрогимнастику
необходимо использовать для коррекции детей,
имеющих отклонения в развитии.
Принципы в
использовании
здоровьесберегающих
технологий
- Принцип сознательности и активности -
нацеливает на формирование у детей глубокого
понимания, устойчивого интереса, осмысленного
отношения к познавательной деятельности.
- Принцип активности - предполагает у учащихся
высокую степень самостоятельности, инициативы и
творчества.
- Принцип наглядности - обязывает строить
процесс обучения с максимальным использованием
форм привлечения органов чувств человека к
процессу познания.
- Принцип систематичности и последовательности

Страница 9

9

проявляется во взаимосвязи знаний, умений,
навыков. Система подготовительных и подводящих
действий позволяет перейти к освоению нового и,
опираясь на него, приступить к познанию
последующего, более сложного материала.
- Принцип доступности и индивидуализации
осуществляется на основе общих закономерностей
обучения и воспитания. Опираясь на
индивидуальные особенности, педагог всесторонне
развивает ребенка, планирует и прогнозирует его
развитие.
- Принцип непрерывности выражает
закономерности построения оздоровления как
целостного процесса. Он тесно связан с принципом
системного чередования нагрузок и отдыха.
Ресурсное
обеспечение
программы
1. Речевой центр в группе компенсирующей
направленности для детей с ТНР.
2. Логопедический кабинет.
3. Методический инструментарий (конспекты
игр -занятий, картотека игр по звуковой культуре
речи, консультативный материал для педагогов и
родителей).
4. Мультимедийное оборудование (ИКТ).
Итоги реализации
программы
Через использование комплексов
кинезиологических упражнений созданы условия
для формирования пра вильного речевого и
психомоторного развития у детей старшего
дошкольного возраста с ТНР

1.3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - через использование комплексов кинезиологических
упраж нений и нейрогимнастики создать условия для формирования
правильного р ечевого и психомоторного развития у детей старшего
дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи , укрепление их
психического и физического здаровья .
Задачи программы :

Страница 10

10

1. Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию
кинезиологических и нейропсихологических упражнений в практике
работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
2. Определить эффективность использования кинезиологических
упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми -логопатами
старшего дошкольного возраста.
3. Сформировать к омплексы кинезиологических упражнений и
нейрогимнастики для коррекционной работы с детьми старшего
дошкольного возраста.
4.Внедрить комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений в
коррекционную работу по развитию речи у детей с ТНР.

1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Данная программа рассчитана на с тарший дошк ольный возраст
воспитанников ( 5-6 лет). Занят ия организуются в кабинете учителя -
логопеда . Программа включает 58 занятий, реализуемых в течении учебного
года (с октября по апрель). Периодичность – 2 занятия в недел ю
продолжительностью 25 минут.
Для снижения утомляемости воспитанников, происходит смена видов
деятельности. Объем образовательной нагрузки соответствует СанПиН
Оптимальное количество детей в группе 10 -13 человек, так как при
большем количестве воспитан ников педагог не сможет уделить необходимое
количество времени для индивидуальной работы с каждым воспитанником.
Работа по программе проводится в два этапа: подготовительный и
основной. На подготовительном этапе воспитанники учат специальные
упражнения, тренируются в их выполнении; вырабатывается способность к
«зеркальному рисованию». При переходе на основной этап программы,
основной задачей становится качество выполнения спец иальных

Страница 11

11

упражнений, скорость выполнения и умение рисовать или раскрашивать
двумя руками одновременно.
Структура занятия
Занятия проводятся в доброжелательной обстановке, упражнения
проводятся стоя или сидя за столом. Занятие делится на три блока:
Мануальный блок. Кинезиологические упражнения для рук. Дети
разучивают три упражнения. Каждое упражнение выполняется по 1 – 2
минуте. Каждую неделю упражнения обновляются.
«Зеркальное рисование». Дети учатся владеть двумя руками равноценно.
На начальном этапе это простейшие действия (точки, кружочки, полоски)
поочередно правой и левой руко й. Далее действия усложняются (дорожки,
зигзаги, дуги). На основном этапе раскрашивание двумя руками
одновременно.
Психомоторный блок. Нейродинамическая гимнастика. В нее входят
перекрестные упражнения, упражнения на растягивание, ритмические
упражнения, релаксационные упражнения, глазодвигательные упражнения,
дыхательные упражнения. Требуется точное выполнение движений и
приемов, упражнения можно проводить в различном порядке и сочетании.
На одно занятие дается не более 4 упражнений.
С целью выявления эф фективности педагогического воздействия
проводится педагогическая диагностика два раза в год (октябрь - апрель).
Формы подведения итогов.
Еженедельный отчет родителям (законным представителям) в виде
продуктов деятельности ребенка (прописи, рисунки). Ит оговое открытое
занятие для родителей (законных представителей) по окончанию реализации
программы.

1.5. Учебный план
Начало учебного года 1 октября

Страница 12

12

Окончание учебного года 30 апреля
Продолжительность учебного
года, всего
30 недель

Количество занятий в неделю 2
Количество
теоретических/практических
часов
2/58
Длительность занятий 1 занятие - 25 минут
60 занятий – 1500 минут
Продолжительность учебной
недели
5 дней (понедельник – пятница). Выходные
дни – суббота, воскресенье, а также
празднич ные дни, установленные
законодательством РФ

Режим работы группы
компенсирующей
направленности
10,5 -часовое пребывание детей, кроме
выходных и праздничных дней (7 .30 -18.0 0)

Мониторинг качества освоения
программного материала
с 01 октября по 1 4 октября

с 20 апреля по 30 апреля
График каникул Зимние – 01 января по 09 января
Летние - с 01 июня по 31 августа

Праздничные (выходные) дни 1-9 января –Новогодние каникулы;
7 января -Рождество Христово;
23 февраля -День защитника Отечества;
8 марта –Международный женский день;
1 мая – Праздник Весны и Труда;
9 мая – День Победы;
12 июня – День России;
4 ноября – День народного единства.
В целях рационального использования
работниками выходных и нерабочих
праздничных дней Правительство
Российской Федерации в соответствии со

Страница 13

13

статьей 112 ТК РФ вправе переносить
выходные на другие дни.
Периодичность проведения
родительских собраний
1 собрание – сентябрь – октябрь
2 собрание – апрель – май









Содержание учебного плана


Тема занятия

Кол -во занятий

Диагностика
М ануальный блок (кинезиологические
упражнения для рук)
«Зеркальное рисование». «Два дятла»,
«Рыбки -подружки», «Черепашки», «Ночь»,
«Овечки на лугу», «Кошки -мышки»,
«Мышкин сыр», «Паутинка»;
«Парашютисты », «Мяч в кольцо», «Машинки
по мостику», «Зигзаг»,
«Аквариум», «Радуга», «Прокати клубок».
Работа с раскраской.
П сихомоторный блок (н ейродинамическая
гимнастика).
4
28

28







28
П
од
го
то
ви
те
ль
ны
й
эт
ап

(
ок
тя
бр
ь,
но
яб
рь,
де
ка
бр
ь
,
ян
ва
рь
)
Эт
ап

Страница 14

14


Мануальный блок (кинезиологические
упражнения для рук)
«Зеркальное рисование». «Пес и кошки»,
«Медвежата и пчелки», «На дне»,
«Лабиринт», «Козочки», «Бабочк и и котята»,
«Гусеничка», «Домики для ежат», «Морская
история», «Тигры -футболисты»,
«Крокодилы», «Охота на уток», «Курочки»,
«Концерт». Работа с раскраской.
Психомоторный блок (нейродинамическая
гимнастика).
Диагностика.
5. Открытое итоговое занятие.
24

24






24

3
1






Календарно -тематическое планирование
Тема
занятия
Содержание Задачи
Октябрь
Диагностика
1-2 неделя
Тесты Н.И. Озерецкого для
детей 4 -5 лет, пальцевый и
оральный праксис и гнозис.
Определить наличие нарушений
межполушарного взаимодействия.

Ос
но
вн
ой
эт
ап

(
фе
вр
ал
ь,
ма
рт,
ап
ре
ль
)
.

Страница 15

15

3 неделя 1.Мануальный блок.
Упражнения «Колечки»,
«Цепочка», «Ладонь -кулак».
Работа двумя руками по
цветным дорожкам.
2.«Зеркальное рисование».
Игровой сеанс «Два дятла»
первый и второй вариант.
Раскраска.
3.Психомоторный блок.
Упражнения из серии
«Попробуй, повтори!»,
упражнения на дыхание,
«Потягушки».
Повысить способн ость мозга детей
к интегрированной работе
Улучшить сенсомоторную и
пространственную
координацию, повысить
возможности произвольного
внимания, усидчивости,
самоконтроля, развить
зрительно -моторную
координированность,
согласованность, точность,
плавность д вижений обеих рук, а
так же активизировать развитие
речи и психомоторных процессов.

4 неделя
1.Мануальный блок.
Упражнения «Колечки»,
«Цепочка», «Ладонькулак -
ребро», «Пальчики шалят».
Работа двумя руками по
цветным дорожкам.
2.«Зеркальное рисование».
Игровой сеанс «Рыбки -
подружки».
«Парашютисты».
3.Психомоторный блок.
Упражнения из серии
«Попробуй, повтори!»,
упражнения на дыхание,
«Бревнышко».
Повысить способность мозга детей
к интегрированной работе,
улучшить сенсомоторну ю и
пространственную координацию,
повысить возможности
произвольного внимания,
усидчивости, самоконтроля,
развить зрительно -моторную
координированность,
согласованность, точность,
плавность движений обеих рук, а
так же активизировать развитие
речи и психом оторных процессов.

Страница 16

16

5 неделя 1.Мануальный блок.
Упражнения «Колечки»,
«Цепочка», «Ладонькулак -
ребро», «Пальчики шалят».
Работа двумя руками по
цветным дорожкам.
2.«Зеркальное рисование».
Игровой сеанс
«Черепашки». Раскраска.
3.Психомоторный блок.
Упраж нения из серии
«Попробуй, повтори!»,
упражнения на дыхание,
«Лодочка».
Повысить способность мозга детей
к интегрированной работе
Улучшить сенсомоторную и
пространственную координацию,
повысить возможности
произвольного внимания,
усидчивости, самоконтроля,
развить зрительно -моторную
координированность,
согласованность, точность,
плавность движений обеих рук, а
так же активизировать развитие
речи и психомоторных процессов.
Ноябрь
1 неделя 1.Мануальный блок.
Упражнения «Ладонь -кулак -
ребро», «Пальчики шалят»,
«Ухо -нос». Работа двумя
руками по пособию
Рыбицкой Е..
2.«Зеркальное рисование».
Игровой сеанс «Кошки -
мышки». Раскраска.
3.Психомоторный блок.
Упражнения из серии
«Попробуй, повтори!»,
упражнения на дыхание,
«Слон».
Повысить способность мозга детей
к интегрированной работе
Улучшить сенсомоторную и
пространственную
координацию, повысить
возможности произвольного
внимания, усидчивости,
самоконтроля, развить
зрительно -моторную
координир ованность,
согласованность, точность,
плавность движений обеих рук, а
так же активизировать развитие
речи и психомоторных процессов.

Страница 17

17


2 неделя
1.Мануальный блок.
Упражнения «Ладонь -кулак -
ребро», «Ухо -нос»,
упражнения по пособию
«Делай, как я!». Работа
двумя руками по пособию
Рыбицкой Е..
2.«Зеркальное рисование».
Игровой сеанс «Мышкин
сыр». «Машинки по
мостику».
3.Психомоторный блок.
Упражнения из серии
«Попробуй, повтори!»,
упражнения на дыхание,
«Мельница».
Повысить способность мозга детей
к интегрированной работе
Улучшить сенсомоторную и
пространственную
координацию, повысить
возможности произвольного
внимания, усидчивости,
самоконтроля, ра звить
зрительно -моторную
координированность,
согласованность, точность,
плавность движений обеих рук, а
так же активизировать развитие
речи и психомоторных процессов.

3 неделя
1.Мануальный блок.
Упражнения «Ладонь -кулак -
ребро», «Ухо -нос»,
упражнения по пособию
«Делай, как я!». Работа
двумя руками по пособию
Рыбицкой Е..
2.«Зеркальное рисование».
Игровой сеанс «Паутинка».
Раскраска.
3.Психомоторный блок.
Упражнения из серии
«П опробуй, повтори!»,
упражнения на дыхание,
«Ленивая восьмерка».
Повысить способность мозга детей
к интегрированной работе
Улучшить сенсомоторную и
пространственную
координацию, повысить
возможности произвольного
внимания, усидчивости,
самоконтроля, разви ть
зрительно -моторную
координированность,
согласованность, точность,
плавность движений обеих рук, а
так же активизировать развитие
речи и психомоторных процессов.
4 неделя 1.Мануальный блок.
Упражнения «Ладонь -кулак -
ребро», «Ухо -нос»,
упражнения по пособию
«Делай, как я!». Работа
двумя руками по пособию
Рыбицкой Е..
2.«Зеркальное рисование».
Повысить способность мозга детей
к интегрированной работе
Улучшить сенсомоторную и
пространственную
координацию, повысить
возможности произвольного
внимания, усидчивости,
самоконтроля, развить

Страница 18

18

Игровой сеанс «Зигзаг».
Раскраска.
3.Психомоторный блок.
Упражнения из серии
«Попр обуй, повтори!»,
упражнения на дыхание,
«Бревнышко».
зритель но -моторную
координированность,
согласованность, точность,
плавность движений обеих рук, а
так же активизировать развитие
речи и психомоторных процессов.
Декабрь
1 неделя 1.Мануальный блок.
Упражнения «Грудь -
живот», «Ухо -нос»,
упражнения по пособию
«Делай, как я!». Работа
двумя руками по дорожкам.
2.«Зеркальное рисование».
Игровой сеанс «Дуги».
Работа в раскраске.
3.Психомоторный блок.
Упражнения из серии
«Попробуй, повто ри!»,
упражнения на дыхание,
«Раненый зайчик».
Повысить способность мозга детей
к интегрированной работе
Улучшить сенсомоторную и
пространственную
координацию, повысить
возможности произвольного
внимания, усидчивости,
самоконтроля, развить
зрительно -мот орную
координированность,
согласованность, точность,
плавность движений обеих рук, а
так же активизировать развитие
речи и психомоторных процессов.

2 неделя
1.Мануальный блок.
Упражнения «Грудь -
живот», «Ухо -нос»,
упражнения по пособию
«Делай, как я!». Работа
двумя руками по дорожкам.
2.«Зеркальное рисование».
Работа в раскраске.
3.Психомоторный блок.
Упражнения из серии
«Попробуй, повтори!»,
упражнения на ды хание,
«Раненый медвежонок».
Повысить способность мозга детей
к интегрированной работе
Улучшить сенсомоторную и
пространственную
координацию, повысить
возможности произвольного
внимания, усидчивости,
самоконтроля, развить
зрительно -моторную
координирова нность,
согласованность, точность,
плавность движений обеих рук, а
так же активизировать развитие
речи и психомоторных процессов.

Страница 19

19


3 неделя
1.Мануальный блок.
Упражнения «Грудь -
живот», «Ухо -нос»,
упражнения по пособию
«Делай, как я!». Работа
двумя руками по дорожкам.
2 «Зеркальное рисование».
Игровой сеанс «Подружи
животных».Раскраска.
3.Психомоторный блок.
Упражнения из серии
«Попробуй, пов тори!»,
упражнения на дыхание,
«Четвереньки».
Повысить способность мозга детей
к интегрированной работе
Улучшить сенсомоторную и
пространственную
координацию, повысить
возможности произвольного
внимания, усидчивости,
самоконтроля, развить
зрительно -мото рную
координированность,
согласованность, точность,
плавность движений обеих рук, а
так же активизировать развитие
речи и психомоторных процессов.
4 неделя 1.Мануальный блок.
Упражнения «Грудь -
живот», «Ухо -нос»,
упражнения по пособию
«Делай, как я!». Работа
двумя руками по дорожкам.
2.«Зеркальное рисование».
Игровой сеанс «Расставь
точки, «Аквариум».
3.Психомоторный блок.
Упражнения из серии
«Попробуй, повт ори!»,
упражнения на дыхание,
«Лодочка».
Повысить способность мозга детей
к интегрированной работе
Улучшить сенсомоторную и
пространственную
координацию, повысить
возможности произвольного
внимания, усидчивости,
самоконтроля, развить
зрительно -моторную
координированность,
согласованность, точность,
плавность движений обеих рук, а
так же активизировать развитие
речи и психомоторных процессов.
Январь

Страница 20

20

1 неделя 1.Мануальный блок.
Упражнения «Голова -
живот», «Ухо -нос»,
упражнения по пособию
«Делай, как я!». Работа
двумя руками по пособию
Е.Рыбицкой.
2.«Зеркальное рисование».
Игровой сеанс «Найди
точки». Раскраска.
3.Психомоторный блок.
Упражнения из серии
«Попроб уй, повтори!»,
упражнения на дыхание,
«Прыжки на месте».
Повысить способность мозга детей
к интегрированной работе
Улучшить сенсомоторную и
пространственную
координацию, повысить
возможности произвольного
внимания, усидчивости,
самоконтроля, развить
зри тельно -моторную
координированность,
согласованность, точность,
плавность движений обеих рук, а
так же активизировать развитие
речи и психомоторных процессов.


2 неделя
1.Мануальный блок.
Упражнения «Голова -
живот», «Ухо -нос»,
упражнения по пособию
«Делай, как я!». Работа
двумя руками по пособию
Е.Рыбицкой.
2.«Зеркальное рисование».
Игровой сеанс «Красное -
черное». Раскраска.
3.Психомоторный блок.
Упражнения из серии
«П опробуй, повтори!»,
упражнения на дыхание,
«Прыжки на месте».
Повысить способность мозга детей
к интегрированной работе
Улучшить сенсомоторную и
пространственную
координацию, повысить
возможности произвольного
внимания, усидчивости,
самоконтроля, развить
зрительно -моторную
координированность,
согласованность, точность,
плавность движений обеих рук, а
так же активизировать развитие
речи и психомоторных процессов.

3 неделя
1.Мануальный блок.
Упражнения «Голова -
живот», «Ухо -нос»,
упражнения по пособию
«Делай, как я!». Работа
двумя руками по пособию
Е.Рыбицкой.
2.«Зеркальное рисование».
Игровой сеанс «Крестики -
Повысить способность мозга детей
к интегрированной работе .
Улучшить сенсомоторную и
пространственную
координацию, повысить
возможности произвольного
внимания, усидчивости,
самоконтроля, развить
зрительно -моторную

Страница 21

21

цветочки». Раскраска.
3.Психомоторный блок.
Упражнения из серии
«Попробуй, повтори!»,
упражнения на дыхание,
«Перекрестные прыжки».
координированность,
согласованность, точность,
плавность движений обеих рук, а
так же активизировать развитие
речи и психомоторных процессов.
Февраль
1 неделя 1.Мануальный блок.
Упражнения
«Колечки»,«Голова -живот»,
«Ухонос», упражнения по
пособию «Делай, как я!».
Работа двумя руками по
пособию Е.Рыбицкой.
2.«Зеркальное рисование».
Игровой сеанс «Пес и
кошки», «На дне».
3.Психомоторный блок.
Упражнения из серии
«Попробуй, повтори!».
Продолжать повышать
способность мозга детей к
интегрированной работе
Совершенствовать сенсомоторную
и пространственную
координацию, улучшить
возможности произвольного
внимания, усидчивости,
самоконтроля, развивать
зрительно -моторную
координированность,
согласованность, точность,
плавность движений обеих рук, а
так же продолжать активизировать
развитие речи и психомоторных
процессов.


2 неделя
1.Мануальный блок.
Упражнения «Колечки»,
«Голова -живот», «Ухонос»,
упражнения по пособию
«Делай, как я!». Работа
двумя руками с
карандашами.
2.«Зеркальное рисование».
Игровой сеанс «Медвежата
и пчелки», работа в
раскраске.
3.Психомоторный блок.
Упражнени я из серии
«Попробуй, повтори!».
Продолжать повышать
способность мозга детей к
интегрированной работе
Совершенствовать
сенсомоторную и
Пространственную координацию,
улучшить возможности
произвольного внимания,
усидчивости, самоконтроля,
развивать зрите льно -моторную
координированность,
согласованность, точность,
плавность движений обеих рук, а
так же продолжать активизировать
развитие речи и психомоторных
процессов.

Страница 22

22


3 неделя
1.Мануальный блок.
Упражнения «Колечки»,
«Голова -живот», «Ухонос»,
упражнения по пособию
«Делай, как я!». Работа
двумя руками с
прищепками.
2.«Зеркальное рисование».
Игровой сеанс «Медвежата
и пчелки», «Клубок».
3.Психомоторный блок.
Упражнения из серии
«Попробуй, повтори!».
Продолжать повышать
способность мозга детей к
интегрированной работе
Совершенствовать
сенсомоторную и
Пространственную координацию,
улучшить возможности
произвольного внимания,
усидчивости, самоконтроля,
развивать зрительно -моторн ую
координированность,
согласованность, точность,
плавность движений обеих рук, а
так же продолжать активизировать
развитие речи и психомоторных
процессов.
4 неделя 1.Мануальный блок.
Упражнения «Колечки»,
«Голова -живот», «Ухонос»,
упражнения по пособию
«Делай, как я!». Работа
двумя руками с суджоками.
2.«Зеркальное рисование»
.Игровой сеанс «Козочки»,
работа в раскраске «Буква
А».
3.Психомоторный блок.
Упражнения и з серии
«Попробуй, повтори!».
Продолжать повышать
способность мозга детей к
интегрированной работе
Совершенствовать сенсомоторную
и
Пространственную координацию,
улучшить возможности
произвольного внимания,
усидчивости, самоконтроля,
развивать зрительно -моторную
координированность,
согласованность, точность,
плавность движений обеих рук, а
так же продолжать активизировать
развитие речи и психомоторных
процессов.
Март

Страница 23

23

1 неделя 1.Мануальный блок.
Упражнения «Лезгинка»,
«Голова -живот», «Ухонос»,
упражнения по пособию
«Делай, как я!». Работа
двумя руками со счетными
палочками.
2.«Зеркальное рисование».
Игровой сеанс «Бабочки и
котята», работа в раскраске
«Буква У».
3.Психомоторны й блок.
Упражнения из серии
«Попробуй, повтори!».
Продолжать повышать
способность мозга детей к
интегрированной работе
Совершенствовать
сенсомоторную и
пространственную координацию,
улучшить возможности
произвольного внимания,
усидчивости, самоконтроля ,
развивать зрительно -моторную
координированность,
согласованность, точность,
плавность движений обеих рук, а
так же продолжать активизировать
развитие речи и психомоторных
процессов.

2 неделя
1.Мануальный блок.
Упражнения «Лезгинка»,
«Голова -живот», «Ухонос»,
упражнения по пособию
«Делай, как я!». Работа
двумя руками с цветными
дорожками.
2.«Зеркальное рисование».
Игровой сеанс «Морская
история», работа в
раскраске «Буква О».
3.Психомоторный блок.
Упражнения из серии
«Попробуй, повтори!».
Продолжать повышать
способность мозга детей к
интегрированной работе
Совершенствовать сенсомоторную
и пространственную
коор динацию, улучшить
возможности произвольного
внимани я, усидчивости,
самоконтроля, развивать
зрительно -моторную
коорди нированность,
согласованность, точность,
плавность движений обеих рук, а
так же продолжать
активизировать развитие речи и
психомоторных процессов

Страница 24

24


3 неделя
1.Мануальный блок.
Упражнения «Лезгинка»,
«Голо ва -живот», «Ухонос»,
упражнения по пособию
«Делай, как я!». Работа
двумя руками с
карандашами.
2.«Зеркальное рисование».
Игровой сеанс «Лабиринт»,
работа в раскраске «Буква
И».
3.Психомоторный блок.
Упражнения из серии
«Попробуй, повтори!».
Продолжать п овышать
способность мозга детей к
интегрированной работе
Совершенствовать сенсомоторную
и пространственную
координацию, улучшить
возможности произвольного
внимания, усидчивости,
самоконтроля, развивать
зрительно -моторную
координированность,
согласованность , точность,
плавность движений обеих рук, а
так же продолжать активизировать
развитие речи и психомоторных
процессов.
4 неделя 1.Мануальный блок.
Упражнения «Лезгинка»,
«Голова -живот», «Ухонос»,
упражнения по пособию
«Делай, как я!». Работа
двумя руками со счетными
палочками.
2.«Зеркальное рисование».
Игровой сеанс «Гусеничка»,
работа в раскраске
«Буква М».
3.Психомоторный бло к.
Упражнения из серии
«Попробуй, повтори!».
Продолжать повышать
способность мозга детей к
интегрированной работе
Совершенствовать сенсомоторную
и пространственную
координацию, улучшить
возможности произвольного
внимания, усидчивости,
самоконтроля, развив ать
зрительно -моторную
координированность,
согласованность, точность,
плавность движений обеих рук, а
так же продолжать активизировать
развитие речи и психомоторных
процессов.
Апрель

Страница 25

25

1 неделя 1.Мануальный блок.
Упражнения «Лезгинка»,
«Голова -живот», «Ухонос»,
упражнения по пособию
«Делай, как я!». Работа
двумя руками «Дорожки из
манки».
2.«Зеркальное рисование».
Игровой сеанс «Тигры -
футболисты», работа в
раскраске «Буква Н».
3.Психомоторный б лок.
Упражнения из серии
«Попробуй, повтори!».
Продолжать повышать
способность мозга детей к
интегрированной работе
Совершенствовать сенсомоторную
и пространственную
координацию, улучшить
возможности произвольного
внимания, усидчивости,
самоконтроля, разв ивать
зрительно -моторную
координированность,
согласованность, точность,
плавность движений обеих рук, а
так же продолжать активизировать
развитие речи и психомоторных
процессов.

2 неделя
1.Мануальный блок.
Упражнения «Лезгинка»,
«Голова -живот», «Ухонос»,
упражнения по пособию
«Делай, как я!». Работа
двумя руками с пособие Е.
Рыбицкой.
2.«Зеркальное рисование».
Игровой сеанс «Домик для
ежиков», работа в раскраске
«Буква П».
3.Психомоторны й блок.
Упражнения из серии
«Попробуй, повтори!».
Продолжать повышать
способность мозга детей к
интегрированной работе
Совершенствовать сенсомоторную
и пространственную
координацию, улучшить
возможности произвольного
внимания, усидчивости,
самоконтроля, р азвивать
зрительно -моторную
координированность,
согласованность, точность,
плавность движений обеих рук, а
так же продолжать активизировать
развитие речи и психомоторных
процессов.

3 неделя
Диагностика

Выявить наличие
положительной динамики в
устранении нарушений
межполушарного взаимодействия.

Страница 26

26

4 неделя Диагностика


Итоговое занятие
Выявить наличие положительной
динамики в устранении
нарушений межполушарного
взаимодействия.
Продолжать повышать
способность мозга детей к
интегрированной работе
Совершенствовать сенсомоторную
и пространственную
координацию, улучшить
возможности произвольного
внимания, усидчивости,
самоконтроля, развивать
зрительно -моторную
координированность,
сог ласованность, точность,
плавность движений обеих рук, а
так же продолжать активизировать
развитие речи и психомоторных
процессов.

1.6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. В процессе освоения программы у детей с ТНР сформированы
условия для правильного речевого и психомоторного развития.
2. Присутствует положительн ая динамик а в устранении нарушений
межполушарного взаимодействия .
3. Повышена способность мозга детей к интегрированной работе,
пространственной координации, улучшилась усидчивость,
самоконтроль.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО -ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Методическое обеспечение.
В ходе реализации программы используются следующие методы:

Страница 27

27

методы по источнику познания:
-словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, инструктаж, и т.д.);
-практический (занимательные упражнения; графическое рисование,
разукрашивание и др.);
-наглядный (демонстрация, иллюстрирование и др.); -работа с предметами.
По степени продуктивности, по типу (характеру познавательной
деятельности):
-объяснительно -илл юстрати вный (восприятие и усвоение готовой
информации);
-репродуктивный (работа по образцам);
-проблемный (игра, обобщение);
- На основе структуры личности:
-методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
(одобрение, похвала, порицание , поощрение, игровые эмоциональные
ситуации, использование общественного мнения, примера и т.д.).
Нейроигры и упражнения могут также применяться при автоматизации
поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков
словообразования словоизме нения, развития познавательных способностей,
усвоения лексических тем и т.д.
Для эффективной результативности работы необходимо учитывать
определенные условия:
- Упражнения проводить регулярно, без пропусков.
- Упражнения проводятся в доброжелательной обст ановке.
- Упражнения проводятся стоя, в ходьбе и сидя за столом.
- От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
- Упражнения проводятся по специальным комплексам.
- Нецелесообразно прерывать кинезиологичекими упражнениями
творческую
деятельност ь детей.

Страница 28

28

- Если детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс
упражнений лучше проводить перед работой и в виде динамической паузы.
- В интегрированных НОД кинезиологические упражнения можно
использоватьна протяжении всего НОД.

2.2. Диагно стическое обеспечение
Для определения уровня развития межполушар ного взаимодействия
предлагается использовать эффективный метод, предложенный Н. И.
Озерецким .
«Кулак — ребро — ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола,
последовательно
сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь
ребром на
плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок
выполняет пробу
вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 — 10 повторений моторной
программы.
Проба вы полняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя
руками вместе.
Критерии оценки:
3 балла — выполнено без ошибок;
2 балла — выполнено с ошибками;
1 балл — не может выполнить, постоянно ошибается.
Простая ориентировка.
Инструкция: «Подними левую р уку (начинать надо только с левой руки),
покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к
следующему, если нет — прекращают.
Сложная ориентировка.

Страница 29

29

Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за
правое ухо, правой
рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».
Критерии оценки:
3 балла — выполнены оба задания;
2 балла — выполнена только простая ориентировка;
1 балл — не выполнено ни одного задания.
Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостат очностью
и у детей.
Степень сохранности премоторной зоны.
Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на
двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с
остальными. Сначала движения выполняются от указательного пал ьца к
мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность,
дифференцированность движений пальцев и способность к переключению с
одного движения на другое (отсутствие застреваний).
Каждая синкинезия штрафуется одним баллом.
Критерии оцен ки:
· 5 баллов — правильно и быстро;
· 4 балла — правильно, но медленно;
· 3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;
· 2 балла — персеверации (повторение) на истощении;
· 1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).
Исследование артикуляционных возможностей ребенка
По подражанию ребенку предлагается выполнить 11 действий:
1) улыбнуться; 2) надуть щеки; 3) сделать губы трубочкой ; 4) сделать
губы как при звуке «о»; 5) «покатать орешки за щеками» (кончиком языка);
6) вы сунуть

Страница 30

30

язык лопаткой (широко); 7) поднять кончик языка вверх и положить его на
верхнюю губу;
8) опустить кончик языка вниз и положить его на нижнюю губу;9) поместить
кончик языка в правый угол рта; 10) то же — в левый угол рта; 11) высунуть
язык и сделать кончик узким.
Оцениваются точность движений и способность к переключению.
Критерии оценки:
0 баллов – не может выполнить упражнение.
1 балл - неточно выполненное движение (сопутствующих движений губами,
челюстью)
2 балла — выполнено без ошибок;

2.3. Материально - техническое обеспечение.
Развивающая предметно -пространственная среда кабинета учителя -
логопеда для воспитанников 5 -6 лет оборудована с учѐтом возрастных
особенностей.
Параметры Характеристика параметров
Общая площадь 11,2 м 2
Освещение естественное имеется (1 окно)
Освещение искусственное имеется (в соответствии с
требованиями САНПиН, светильник
настольный)
Уровень освещѐнности в соответствии с требованиями
САНПиН
Наличие системы пожарной
безопасности
имеется
Наличие системы отопления имеется (1 батарея отопления)
Возможность проветривания
помещения
имеется
Поверхность пола (удобная для
обработки)
имеется (линолеум)

Оборудование:

Страница 31

31

Технические средства:
 Ноутбук.
 Интерактивный стол.
 Светозвуковая дорожка (фибероптическое оборудование для
развития речевого дыхания)
 Столы и стулья для детей
 Стол, стул для взрослых
 Шкаф для документации, пособий и рабочих папок, шкаф с
играми и игрушками, шкаф для одежды.

2.4. Кадровое обеспечение программы .
Реализует программу учитель -логопед первой квалификационной категории
Полекаренко Татьяна Александровна.

2.5. Формы аттестации
Оценка эффективности проведенной работы осуществляется с помощью
достижений детей, путем наблюдений, бесед, экспериментальных оценок,
тестирования, диагностики межполушарн ого взаимодействия, в начале и в
конце коррекционного периода; индивидуальные беседы -консультации с
родителями.
Формы подведения итогов:
• Итоговое занятие.
• Открытое занятие для родителей.
• Тестирование.

2.6. Оценочные материалы
Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в
ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых)

Страница 32

32

характеристик развития межполушарного взаимодействия, развития мелкой
моторики.
Прослеживая динамику развития основных (ключевы х) характеристик,
выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный
характер, можно дать общую психолого -педагогическую оценку успешности
воспитательных и образовательных воздействий педагога на разных
ступенях образовательного процесса, а также выделить направления
дальнейшей работы.

2.7. Рабочая программа воспитания
Воспитательная работа с детьми с речевыми нарушениями отличается от
воспитательной работы с обычными детьми тем, что она находится во
взаимосвязи с коррекционными мероприя тиями.
Задачи воспитательной работы:
1. Усвоение детьми общепринятых норм поведения
2. Формирование нравственных и эстетических качеств личности.
3. Воспитание навыков по сохранению и укреплению собственного
здоровья, потребности в здоровом образе жизни.
4. Формирова ние устойчивых коммуникативных навыков успешного
взаимодействия с окружающими
Технологии воспитательной работы с детьми, имеющими речевые
нарушения:
Игровые технологии – направлены на развитие у детей воображения,
памяти, внимания, речи. В процессе игры де ти имеют возможность
«принять» на себя различные роли, тем самым учатся выстраивать
взаимоотношения с другими детьми, взаимодействовать в коллективе.
Технология интегрированных занятий – комплекс различных занятий
воспитательного характера способствуют раз витию у детей нравственных

Страница 33

33

качеств, эстетических чувств, духовно -нравственной сферы, творческого
потенциала.

Календарный план воспитательной работы

п\п
Направление
воспитательной
работы
Название
мероприя
тия
Цель и краткое
содержание
Сроки
проведе -
ния
1 Формирование
навыков по
укреплению здоровья,
потребности в
здоровом образе
жизни
«Мое
здоровье»
Формирование
потребности в здоровом
образе жизни.
Использование на
занятии компьютерных
технологий
Октябрь
2 Формирование
эмоционально -
ценностных
представле ний о семье
«Любима
я мама»
Составление
описательного рассказа
о своей маме
Ноябрь
3 Формирование
устойчивых
коммуникативных
навыков успешного
взаимодействия с
окружающими
«В кругу
друзей»
Беседа как вести себя в
общественных местах
Декабрь
4 Формирование
чувства любви к
родному языку,
чтению
«Речецве
тик»
Разучивание пословиц,
поговорок, стихов
Февраль
5 Формирование
коммуникативных
навыков, воспитание
уважительного
отношения к
взрослым,
сверстникам
«Уроки
доброты»
Использование
технологий ИКТ на
занятии
Март
6 Формирование основ
здорового образа
жизни, интереса к
чистоте и гигиене
собственного тела
«Чистота
– залог
здоровья
»
Беседа о личной
гигиене
Апрель
7 Развитие внимания,
интереса к чтению,
книге
«Моя
любимая
буква»
Участие в мини -
проекте. Рисунок
любимой изученной
Май

Страница 34

34

буквы



3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное
пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина,
Т.Ю. Гогберашвили. – М. : 2001.
2. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с
нарушением речи. — Дефектология, №4, 1999.
3. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.:
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М.,
Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.
4. Колганова В.С., Пивов арова Е.В. Нейропсихологические занятия с
детьми. - М.: Айрис -пресс, 2015.
5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
6. Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого
развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник
«Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании
«Региональный социопсихологический центр». – М., 2018.
7. Пьянова Л.А., Чаплыгина А.А. Использование балансировочной подушки
и нейрогимнастики в логопедической работе с детьми дошкольного
возраста с тяжѐлыми наруше ниями речи // Сборник материалов
Регионального Фестиваля педагогических идей «Дошкольное
образование: опыт и перспективы», ч. 1. 2019.
8. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое
руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
9. Сиротюк А. Л. Коррекция проблем обучения и развития методом
кинезиологии. -М.: Аркти, 2003. – 156 с.

Страница 35

35

10 . Сиротюк А. Л. Коррекция развития интелле кта дошкольников. — М: ТЦ
Сфера, 2008.48 с.
11 . Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаим одействия у детей:
нейродинамическая гимнастика». – Ростов н/Д.: Феникс, 2019.
12 . Использование метода кинезиологии в работе с д ошкольниками / Е. И.
Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двинамай -июнь).
13 . Шанина Г.Е Упражнения специально го кинезиологического комплекса
для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков:
Учебное пособие – М., 1999



















Страница 36

36





4. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Результативность (динамика) использования кинезиоупражнений и
нейроигр с детьми старшего дошкольного возраста в течении 2022 -2023
учебного года
Систематическое использование нейропсихологических упражнений и
игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития
интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает
утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою
очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития
дошкольников с общим недоразвитием речи.
Применение кинезиологических упражнений помогает активизировать
мыслител ьную деятельность: позволяет улучшить у детей память, внимание,
речь, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, а также усилить
способность к произвольному контролю.
Таким образом, использование нейроигр и приемов способствует
преодолению и коррек ции имеющихся у детей нарушений. Также
способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых
нарушений, дает возможность логопедам более качественно и интересно
вести свою работу.




Страница 37

37





Анализ диагностики уровня развития межполушарного
взаим одействия.


2022 -2023 г.
Начало учебного года:
высокий -7% (1ребенок)
средний - 26 (3 ребенка)
низкий -67%( 10 детей)


Конец учебного года:
высокий - 47% (7 детей )
средний - 21% (3 ребенка)
низкий – 34%( 5 детей)

Страница 38

38






Так как органической частью интеллектуального развития являются
познавательное и речевое развитие, то их диагност ика позволит судит так же
об уровне развития интеллектуальных способностей.



Проведя целенаправленную работу по развитию межполушарного
взаимодействия с детьми на протяжении учебного года , я могу сказать, что
кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу
мозга, но и всего организма в целом.
0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%
Динамика речевого развития детей на начало и конец
2022 -2023 учебного года

Страница 39

39

Они не требуют какой -то определенной подготовки, как от педагога, так и от
детей. На мой взгляд, видны следующие результаты:
- снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее;
- улучшились навыки самообслуживания;
- развивается устная речь;
- форми руется логическое мышление;
- улучшаются коммуникативные навыки ;
- улучшаются внимание, память, воображение.
Применявшаяся система занятий оказала положительное влияние на уровень
речевого развития у детей. Такие упражнения не только сближают детей, но
и в оспитывают у них социально -коммуникативные качества, позволяют
активизировать познавательные интересы.
















Страница 40

40









Приложение 2
Диа гностич еская карта
Фамилия имя ребенка______________________________
Возраст _____________________________________________
Дата обследования

Шкала оценки психомоторного развитияН. И. Озерецкого.


Начало года Конец года

теста
Отметки Резуль тат №
тест
а
Отметки Резуль тат
1 1
2 2
3 3
Вывод:




Вывод:


14

Страница 41

41










Приложение 3

Комплекс упражнений для развития мелкой моторики и
межполушарного взаимодействия
«Колечко»
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и
последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец.
Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном
порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой
отдельно, затем обеими руками вместе.
«Кулак – ребро – ладонь»
На столе, последов ательно, сменяя, выполняются следующие положения
рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе.
Выполнить 8 -10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой
отдельно, затем двумя руками вместе.
«Лезгинка»
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак
развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном
положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно
происходит смена правой и левой рук в течении 6 -8 раз.
«Зеркальное рисова ние»

Страница 42

42

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по
карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками
зеркально -симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого
упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Ког да
деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится
эффективность работы всего мозга.
«Ухо – нос»
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за
противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в
ладоши, поменяйт е положение рук «с точностью до наоборот».
«Змейка»
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок,
выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец
должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к
пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все
пальцы обеих рук.
«Горизонтальная восьмерка»
Игры на мозжечковую стимуляцию.
Мозжечковая стимуляция - система упражнений, направленная на
совершенствование функций мозжечка и структур моз га, активно
участвующих в процессе формирования речи и поведения ребенка.
Игры с мячами (обычными, прыгунами, кинезиологическими) и
кинезомешочками:
Игры с мячом активируют весь организм: развивают ориентировку в
пространстве глазомер, координацию, регули руют силу и точность броска,
осанку, смекалку, способствуют общей двигательной
активности, развивая ловкость, быстроту реакции, моторику рук, которая
имеет особое значение для развития функций мозга ребенка, развития речи.
-перекладывание (перекатывание) и з правой руки в левую и наоборот;
-передача соседу и наоборот;

Страница 43

43

(Игры: «Скажи наоборот», «Один -много»)
-перекрѐстные движения (правая рука сверху, затем левая).
Также существуют такие нейротренажеры, как: Нейроскакалка и
Нейровосьмерка, развивающие межполушарные связи, скорость реакции,
способность к быстрому переключению внимания и создает новые
нейронные связи в головном мозге. Тренажеры развивают способность
удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно,
согласовывая их в общем р итме. При этом мозг насыщается кислородом,
поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и
скорость переключения мыслительных процессов.

Глазодвигательные упражнения
«Взгляд влево вверх»
Правой рукой зафиксировать голову за подбородок . Взять в левую руку
карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов
так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой
руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят
на карандаш в ле вой руке, затем меняют взгляд на «прямо перед собой». (7
сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и
упражнение повторяется.
«Горизонтальная восьмерка»
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в
кулак, ост авив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в
воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать
начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая
головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с гл азами следить за
движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
«Глаз – путешественник»

Страница 44

44

Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки
игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая
головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.