cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

1







































Страница 2

2


п\п
СОДЕРЖАНИЕ стр
Пояснительная записка 3
1. Целевой раздел 3
1.1. Цели и задачи 3
1.2. Характеристика воспитанников с ТНР на учебный год 5
1.3. Планируемые результаты коррекционно -развивающей
работы учителя -логопеда с детьми с ТНР
11
1.4. Развивающее оценивание качества 14
2. Содержательный раздел 14
2.1. Проектирование образовательного процесса 14
2.2. Тематическое планирование коррекционной и образ о-
вательной деятельности учителя -логопеда и воспитат е-
лей
16
2.3. Комплексно -тематическое планирование коррекцио н-
ной и образовательной деятельности
17
2.4. Календарный план работы учителя -логопеда 18
2.5. Особенности взаимодействия педагогического колле к-
тива с семьями дошкольников с ТНР
18
2.6. Мероприятия по реализации программы воспитания в
ДОУ
19
3. Организационный раздел 22
3.1. Основные направления коррекционной и образовател ь-
ной деятельности
22
3.2. Система коррекционной и образовательной деятельн о-
сти
23
3.3. Распорядок дня, организация режимных моментов 24
3.4. Расписание и особенности работы учителя -логопеда 26
3.5. Организация предметно -пространственной развива ю-
щей среды и материально -техническое оснащение к а-
бинета учителя -логопеда
28
3.6. Список методической литературы и дидактических п о-
собий
29




Страница 3

3

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя -логопеда составлена в соответствии с АОП
ДО для детей с ТНР частного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №161 открытого акционерного общества «Российские желе з-
ные дороги» , в основе которой лежит ФАОП ДО (Федеральная адаптирова н-
ная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, приказ № 1022 от 24 ноября 2022
г., зарегистрирована 27 января 2023 г.)
Пункт 4 главы 1 ФАОП ДО регламентирует рамочный и модульный
характер содержания адаптированных программ. Структура рабочей
программы в соотв етствии с требованиями ФГОС ДО включает три
основных раздела — целевой, содержательный и организационный.
При написа нии рабочей программы парциально использовалась Ко м-
плексная образовательная программа дошкольного образования для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н и-
щевой Н. В. .

Содержание работы учителя -логопеда определяется программой корре к-
ционно -развивающей работы (далее – ПКРР) АОП ДО Детского сада №161
ОАО «РЖД»
Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1
сентября по 1 июля.

I. Целевой раздел
1.1. Цели и задачи программы
Целью данной рабочей программы является построение системы обр а-
зовательной и коррекционной работы в группе компенсирующей направле н-
ности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
в возрасте с 5 до 6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий
всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников.
Комплексно -тематическое планирование работы учитывает особенности
речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим н е-
доразвитием речи).
Комплексность педагогического воздейс твия направлена на выравнив а-
ние речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всест о-
роннего гармоничного развития.
Основными задач ами рабочей программы в соответствии с ФАОП явл я-
ется следующие задачи:
 коррекция недостатков психофизического недоразвития
обучающихся с ОВЗ ;
 обеспечение равных возможностей для детей с ОВЗ;
 создание благоприятных условий для развития детей с
ОВЗ;

Страница 4

4

 объединение обучения и воспитания в единый процесс;
 формирование общей культуры личности обучающихся с
ОВЗ;
 обеспечен ие психолого -педагогической поддержки семей с
детьми с ОВЗ;
 формирование социокультурной среды, соответствующей
психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ;
 овладение детьми самостоятельной, связной, грамматич е-
ски правильной речью и коммуника тивными навыками, фонет и-
ческой системой русского языка, элементами грамоты, что фо р-
мирует психологическую готовность к обучению в школе и обе с-
печивает преемственность со следующей ступенью системы о б-
разования.

Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобр а-
зовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного
выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми н а-
рушениями речи (общим недоразвитием речи).
В рабочей программе предусмотрена необходимость охран ы и укрепл е-
ния физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патол о-
гией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она п о-
зволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему,
что дает возможность ребенку жить и раз виваться, обеспечивает позитивное
эмоционально -личностное и социально -коммуникативное развитие.
Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответс т-
вии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать
переутомления и дезадаптации дошкольников.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является
игровая деятельность , основная форма деятельности дошкольников. Все
корре кционно -развивающие занятия в соответствии с рабочей программой
носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими
игровыми упражнениями.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление раб о-
ты является приоритетным, так ка к целью его является выравнивание речев о-
го и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и
закрепляют речевые навыки, сформированные учителем -логопедом. Кроме
того, все специалисты под руководством учителя -логопеда занимаются ко р-
рек ционно -развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нар у-
шения и связанных с ним процессов.
Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей
программой педагоги под руководство учителя -логопеда решают следующие
задачи:

Страница 5

5

 охрана жизн и, укрепление физического и психического
здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и
гигиенической культуры;
 осуществление необходимой коррекции недостатков в ф и-
зическом и психическом развитии воспитанников;
 создание атмосферы эмоционального комфорта, условий
для самовыражения и саморазвития;
 обеспечение познавательного, речевого, социально - комм у-
никативного, художественно -эстетического и физического разв и-
тия детей;
 воспитание гражданственности, уважения к правам и св о-
бодам человека, любви к о кружающей природе, Родине, семье;
 взаимодействие со всеми участниками образовательных о т-
ношений с целью обеспечения полноценного развития воспита н-
ников;
 воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к
сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
 развитие познавательной активности, любознательности,
стремления к самостоятельному познанию и размышлению, ра з-
витию умственных способностей и речи;
 пробуждение творческой активности детей, стимулиров а-
ние воображения, желания включаться в творче скую деятел ь-
ность;
В основу приоритетов деятельности группы положены следующие фа к-
торы:
 учет государственной политики;
 особенности контингента детей и кадрового состава гру п-
пы;
 учет запроса родителей;
 особенности региона.

1.2. Характеристика воспитанников с ТН Р на учебный год
Группу посещают дет и 5 года жизни с тяжелыми нарушениями речи (о б-
щим недоразвитием речи .
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением
центральной нервной системы (или проявлениями пе ринатальной энцефал о-
патии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого ра с-
стройства с различными особенностями психической деятельности.
Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи
(Л. С. Выготский), можно сказать, что интелл ектуальное развитие ребенка в
известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект
часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном ра з-
витии, к своеобразному формированию психики.

Страница 6

6

Общая характеристика детей с I уровнем развития речи
(по Р. Е. Левиной)
Первый уровень развития речи характеризуется отсутствием общеупо т-
ребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает сто й-
кое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в
овладении ребенком новыми для него словами. Такие дети в самостоятел ь-
ном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками
связного высказывания. В то же время нельзя говорить о полном отсутствии
у них вербальных средств коммуникации. Этими средствам и для них явл я-
ются отдельные звуки и их сочетания — звукокомплексы и звукоподраж а-
ния, обрывки лепетных слов, отдельные слова, совпадающие с нормами яз ы-
ка. Звукокомплексы, как правило, используются при обозначении лишь ко н-
кретных предметов и действий. При в оспроизведении слов ребенок преим у-
щественно сохраняет корневую часть, грубо нарушая их звуко -слоговую
структуру. Многоцелевое использование ограниченных вербальных средств
родного языка является характерной особенностью речи детей данного уро в-
ня. Звукоподр ажания и слова могут обозначать как названия предметов, так и
некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами. П о-
этому ребенок вынужден активно использовать паралингвистические средс т-
ва общения: жесты, мимику, интонацию. При восприятии обр ащенной речи
дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию, интонацию и мимику
взрослого. Это позволяет им компенсировать недостаточное развитие и м-
прессивной стороны речи. В самостоятельной речи отмечается неустойч и-
вость в произношении звуков, их диффузно сть. Дети способны воспроизв о-
дить в основном одно -, двусложные слова, тогда как более сложные слова
подвергаются сокращениям. Наряду с отдельными словами в речи ребенка
появляются и первые словосочетания. Слова в них, как правило, употребл я-
ются только в ис ходной форме, так как словоизменение детям еще недосту п-
но. Подобные словосочетания могут состоять из отдельных правильно пр о-
износимых дву -, трехсложных слов, включающих звуки раннего и среднего
онтогенеза; «контурных» слов из двух — трех слогов; фрагментов с лов -
существительных и глаголов; фрагментов слов -прилагательных и других ча с-
тей речи, звукоподражаний и т.п.

Общая характеристика детей со II уровнем развития речи
(по Р. Е. Левиной)
Активный словарь детей расширяется не только за счет существительных
и гл аголов, но и за счет использования некоторых прилагательных (преим у-
щественно качественных) и наречий. В результате коррекционно -
логопедической работы дети начинают употреблять личные местоимения,
изредка — предлоги и союзы в элементарных значениях. Пояснен ие слова
иногда сопровождается жестом. Нередко нужное слово заменяется названием
сходного предмета с добавлением частицы не. В речи детей встречаются о т-
дельные формы словоизменения, наблюдаются попытки изменять слова по

Страница 7

7

родам, числам и падежам, глаголы — по временам, но часто эти попытки
оказываются неудачными. Существительные употребляются в основном в
именительном падеже, глаголы — в инфинитиве или в форме 3 -го лица еди н-
ственного и множественного числа настоящего времени. При этом глаголы
могут не согласо вываться с существительными в числе и роде. Употребление
существительных в косвенных падежах носит случайный характер. Фраза,
как правило, бывает аграмматичной. Также аграмматично изменение имен
существительных по числам. Форму прошедшего времени глагола д ети н е-
редко заменяют формой настоящего времени и наоборот. В речи детей встр е-
чаются взаимозамены единственного и множественного числа глаголов,
смешение глаголов прошедшего времени мужского и женского рода. Сре д-
ний род глаголов прошедшего времени в активно й речи детей не употребл я-
ется. Прилагательные используются детьми значительно реже, чем сущес т-
вительные и глаголы, они могут не согласовываться в предложении с друг и-
ми словами. Предлоги в речи детей встречаются редко, часто заменяются или
опускаются. Союза ми и частицами дети пользуются крайне редко. Обнар у-
живаются попытки найти нужную грамматическую форму слова, но эти п о-
пытки чаще всего бывают неуспешными. Способами словообразования дети
не владеют. У детей начинает формироваться фразовая речь. Они начинаю т
более или менее развернуто рассказывать о хорошо знакомых событиях, о
семье, о себе, о товарищах. Однако в их речи еще очень отчетливо проявл я-
ются недостатки: незнание многих слов, неправильное произношение звуков,
нарушение структуры слов, аграмматизмы.
Понимание речи детьми улучшается, расширяется их пассивный словарь.
Они начинают различать некоторые грамматические формы, но это различ е-
ние неустойчиво. Дети способны дифференцировать формы единственного и
множественного числа существительных и глаголов, мужского и женского
рода глаголов прошедшего времени, особенно с ударными окончаниями. Они
начинают ориентироваться не только на лексическое значение, но и на смы с-
лоразличительные морфологические элементы. В то же время у них отсутс т-
вует понимание форм чи сла и рода прилагательных, значения предлогов они
различают только в хорошо знакомых ситуациях. Звукопроизношение у д е-
тей значительно нарушено. Обнаруживается их неподготовленность к овл а-
дению звуковым анализом и синтезом. В то же время отмечается более то ч-
ная дифференциация звуковой стороны речи. Дети могут определять пр а-
вильно и неправильно произносимые звуки. Нарушенными чаще оказываю т-
ся звуки [С], [С′], [З], [З′], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ][Р], [Р′], [Т], [Т′], [Д], [Д′],
[Г], [Г′]. Для детей характерны за мены твердых согласных мягкими и наоб о-
рот. Гласные артикулируются неотчетливо. Между изолированным воспр о-
изведением звуков и их употреблением в речи существуют резкие расхожд е-
ния. Несформированность звукопроизношения у детей ярко проявляется при
произнесен ии слов и предложений. Детям доступно воспроизведение слог о-
вой структуры слов, но звуковой состав этих слов является диффузным. Они
правильно передают звуковой состав односложных слов без стечения согла с-

Страница 8

8

ных, в то же время повторить двусложные слова, состоя щие из прямых сл о-
гов, во многих случаях не могут. Дети испытывают ярко выраженные з а-
труднения при воспроизведении звукового состава двусложных слов, вкл ю-
чающих обратный и прямой слог. Количество слогов в слове сохраняется, но
звуковой состав слов, последов ательность звуков и слогов воспроизводятся
неверно. При повторении двусложных слов с закрытым и прямым слогом в
речи детей часто обнаруживается выпадение звуков. Наибольшие затрудн е-
ния вызывает у детей произнесение односложных и двусложных слов со ст е-
чение м согласных. В их речи часто наблюдается пропуск нескольких звуков.
В трехсложных словах дети, наряду с искажением и пропуском звуков, д о-
пускают перестановки слогов или опускают их совсем. Искажения в тре х-
сложных словах по сравнению с двусложными более выр ажены. Четырех -,
пятисложные слова произносятся детьми искаженно, происходит упрощение
многосложной структуры. Еще более часто нарушается произнесение слов во
фразовой речи. Нередко слова, которые произносились правильно либо с н е-
большими искажениями, во ф разе теряют всякое сходство с исходным сл о-
вом. Недостаточное усвоение звукового состава слов задерживает формир о-
вание словаря детей и овладение ими грамматическим строем, о чем свид е-
тельствуют смешения значений слов.

Общая характеристика детей с III уровн ем развития речи
(по Р. Е. Левиной)
На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и
неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре прео б-
ладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характер и-
зующие качеств а, признаки, состояния предметов и действий, а также спос о-
бы действий. При использовании простых предлогов дети допускают бол ь-
шое количество ошибок и почти не используют сложные предлоги. Отмеч а-
ется незнание и неточное употребление некоторых слов детьми: с лова могут
заменяться другими, обозначающими сходный предмет или действие, или
близкими по звуковому составу. Иногда, для того чтобы назвать предмет или
действие, дети прибегают к пространным объяснениям. Словарный запас д е-
тей ограничен, поэтому часто отме чается неточный выбор слов. Некоторые
слова оказываются недостаточно закрепленными в речи из -за их редкого
употребления, поэтому при построении предложений дети стараются изб е-
гать их. Даже знакомые глаголы часто недостаточно дифференцируются
детьми по знач ению. Замены слов происходят как по смысловому, так и по
звуковому признаку. Прилагательные преимущественно употребляются к а-
чественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки
предметов — величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов. От но-
сительные и притяжательные прилагательные используются только для в ы-
ражения хорошо знакомых отношений. Наречия используются редко. Дети
употребляют местоимения разных разрядов, простые предлоги (особенно для
выражения пространственных отношений: в, к, на , под и др.). Временные,

Страница 9

9

причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются
значительно реже. Редко используются предлоги, выражающие обстоятел ь-
ства, характеристику действия или состояния, свойства предметов или сп о-
соб действия (около, межд у, через, сквозь и др.). Предлоги могут опускаться
или заменяться. Причем один и тот же предлог при выражении различных
отношений может и опускаться, и заменяться. Это указывает на неполное
понимание значений даже простых предлогов. У детей третьего уровня не-
достаточно сформированы грамматические формы. Они допускают ошибки в
падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм глаголов,
в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не
пользуются. Большое количество ошибок допус кается при словоизменении,
из -за чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях: смешение
окончаний существительных мужского и женского рода, замена окончаний
существительных среднего рода в именительном падеже окончанием сущ е-
ствительного женск ого рода, склонение имен существительных среднего р о-
да как существительных женского рода, неправильные падежные окончания
существительных женского рода с основой на мягкий согласный, неправил ь-
ное соотнесение существительных и местоимений, ошибочное ударени е в
слове, неразличение вида глаголов; ошибки в беспредложном и предложном
управлении, неправильное согласование существительных и прилагател ь-
ных, особенно среднего рода, реже — неправильное согласование существ и-
тельных и глаголов. Словообразование у де тей сформировано недостаточно.
Отмечаются трудности подбора однокоренных слов. Часто словообразование
заменяется словоизменением. Редко используются суффиксальный и пр е-
фиксальный способы словообразования, причем образование слов является
неправильным. Изме нение слов затруднено звуковыми смешениями, напр и-
мер, к слову «город» подбирается родственное слово «голодный» (смешение
[Р] — [Л]), к слову «свисток» — «цветы» (смешение [С] — [Ц]). В активной р е-
чи дети используют преимущественно простые предложения. Большие за-
труднения (а часто и полное неумение) отмечаются у детей при распростр а-
нении предложений и при построении сложносочиненных и сложноподч и-
ненных предложений. Во фразовой речи детей обнаруживаются отдельные
аграмматизмы, часто отсутствует правильная связь с лов в предложениях, в ы-
ражающих временные, пространственные и причинно -следственные отнош е-
ния. У большинства детей сохраняются недостатки произношения звуков и
нарушения звукослоговой структуры слова, что создает значительные тру д-
ности в овладении детьми зв уковым анализом и синтезом. Дефекты звук о-
произношения проявляются в затруднениях при различении сходных фонем.
Диффузность смешений, их случайный характер отсутствуют. Дети польз у-
ются полной слоговой структурой слов. Редко наблюдаются перестановки
звуков, слогов. Подобные нарушения проявляются главным образом при
воспроизведении незнакомых и сложных по звукослоговой структуре слов.
Понимание обиходной речи детьми в основном хорошее, но иногда обнар у-
живается незнание отдельных слов и выражений, смешение смы словых зн а-

Страница 10

10

чений слов, близких по звучанию, недифференцированность грамматических
форм. Возникают ошибки в понимании речи, связанные с недостаточным
различением форм числа, рода и падежа существительных и прилагательных,
временных форм глагола, оттенков зна чений однокоренных слов, а также тех
выражений, которые отражают причинно -следственные, временные, пр о-
странственные отношения.
Рабочая программа создана с учетом ограниченных возможностей здор о-
вья детей, особенностей их развития, особенностей семей воспита нников,
особенностей региона. Что подтверждается проведенными исследованиями.

ТАБЛИЦА 1
Оценка здоровья детей старшей групп ы «АБВГДейка»
Общая численность детей - 13 человек
Из них – 12 детей ТНР (ОНР 1 -3 уровень) и 1 ребенок РАС

Группа
(во з-
раст)
Группа здоровья Диагноз
(психолого -
педагогическая
классификация)
Диагноз
(клиническая
классификация)
Ста р-
шая
группа
1
группа
здор о-
вья
2
группа
здор о-
вья
3
гру п-
па
зд о-
ровья
ОНР
1 ур
ОНР
2 ур
ОНР
3 ур
дисл а-
лия

ди зар т
рия
Сенсор
алалия

(5 лет) 11
1 1 1

11 1 2 10 1


ТАБЛИЦА 2 Индивидуальные особенности детей группы

Гру п-
па,
возраст
детей
Особенности детей
Пол Особенности пов е-
дения
Контактность Познав а-
тельная
сфера Ж М
5 8 Спокойный, ура в-
новешенный - 4
Гипервозбудимый,
эмоционально л а-
бильный - 5
Заторможенный,
вялый, безыници а-
тивный - 4
Легко вступает в контакт,
иногда выступает инициат о-
ром общения – 11
С трудом вступает в контакт,
замкнут, не может быть ин и-
циатором общения – 0
Не сразу идет на контакт, но
постепенно раскрывается в
общении - 2
Втори ч-
ная з а-
держка
инте л-
лект у-
ального
развития
– 11

Страница 11

11


ТАБЛИЦА 3 Сведения о семьях воспитанников группы

Полная семья 13
Неполная семья 0
Многодетная семья 0
Проблемная семья 0
Семья с опекуном 1
Этническая семья 0


1.3. Планируемые результаты коррекционно -развивающей работы
учителя -логопеда с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста (с 5 до
6 лет)
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы в соотве т-
ствии с ФАОП (10.4.3.3).
Планируемые результаты после завершения пребывания в старшей гру п-
пе.
Речевое развитие
Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со
сверстниками и взрослыми; эмоциональные реакции адекватны и устойчивы,
ребенок эмоционально стабилен; пассивный словарь ребенка соответствует
возрастной норме; ребенок может показать по просьбе взр ослого несколько
предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на
предложенных картинках названные взрослым действия; показать по
картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие
определенными свойствами; понимает различные формы словоизменения;
понимает предложно -падежные конструкции с простыми предлогами,
уменьшительно -ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует
формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с
приставками; понимает смысл отельных пр едложений, хорошо понимает
связную речь; без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не
смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении; уровень
развития экспрессивного словаря соответствует возрасту; ребенок
безошибочно называет по кар тинкам предложенные предметы, части тела и
предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не
допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках;
называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных
предметов; ур овень развития грамматического строя речи практически
соответствует возрастной норме; ребенок правильно употребляет имена
существительные в именительном падеже единственного и множественного
числа, имена существительные в косвенных падежах; имена
существит ельные множественного числа в родительном падеже;
согласовывает прилагательные с существительными единственного числа;

Страница 12

12

без ошибок употребляет предложно -падежные конструкции; согласовывает
числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с
уменьшительно -ласкательными суффиксами и названия детенышей
животных; уровень развития связной речи практически соответствует
возрастной норме; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с
опорой на картинки, по предложенному или коллективно сост авленному
плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно
составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или
коллективно составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать
стихи; не нарушает звуконаполняемость и с логовую структуру слов; объем
дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и
модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок
употребляет основные виды интонации; ребенок без ошибок повторяет слоги
с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у
него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового
анализа слов, анализа простых предложений.

Познавательное развитие
Ребенок различает и соотносит основные и оттеночные цвета, раз личает
предложенные геометрические формы; хорошо ориентируется в
пространстве и в схеме собственного тела, показывает по просьбе взрослого
предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа);
показывает правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо; без труда
складывает картинку из 4 — 6 частей со всеми видами разреза; складывает из
палочек предложенные изображения; ребенок знает названия плоских и
объемных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал,
прямоугольник, куб, шар, цилиндр, кирпичик, конус) , различает их и
использует в деятельности; знает и различает основные и оттеночные цвета:
красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый,
коричневый, серый, белый, черный; различает параметры величины и
владеет н авыками сравнения предметов по величине; умеет проводить анализ
объектов, называя целое, а потом вычленяя его части, детали; умеет
соединять детали для создания постройки, владеет разными способами
конструирования; хорошо ориентируется в пространстве и опр еделяет
положение предметов относительно себя; владеет навыками счета в пределах
пяти; у ребенка сформированы обобщающие понятия: деревья, овощи,
фрукты, цветы, животные, птицы, рыбы, насекомые, транспорт, игрушки,
одежда, обувь, посуда, мебель; ребенок ум еет обобщать предметы по
определенным признакам и классифицировать их; умеет устанавливать
некоторые причинно -следственные связи между явлениями природы; знает и
соблюдает некоторые правила поведения в природе, знает, что нельзя
разорять муравейники, доста вать птенцов из гнезд, ломать ветки деревьев и
т. п.

Страница 13

13


Социально -коммуникативное развитие
Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, изменяет
ролевое поведение в игре, проявляет инициативность в игровой
деятельности, организует игры на бытовы е и сказочные сюжеты; принимает
участие в других видах совместной деятельности; умеет регулировать свое
поведение на основе усвоенных норм и правил; положительно оценивает
себя и свои возможности; владеет коммуникативными навыками, умеет
здороваться, проща ться, благодарить, спрашивать разрешения, поздравлять с
праздником, умет выразить свои чувства словами; знает свои имя и
фамилию, имена и отчества родителей и других членов семьи, имена и
отчества педагогов; знает, в какой стране и в каком населенном пункт е он
живет; с охотой выполняет поручения взрослых, помогает готовить
материалы и оборудование для совместной деятельности, а потом помогает
убирать их; убирает игровое оборудование, закончив игры; с удовольствием
принимает участие в продуктивной трудовой д еятельности; имеет
представления о труде взрослых, названиях профессий, трудовых действиях
представителей этих профессий, понимает значимость труда взрослых.

Художественно -эстетическое развитие
Ребенок знаком с произведениями различной тематики, эмоционал ьно
реагирует на прочитанное, высказывает свое отношение к нему, может
оценить поступки героев, пересказывает произведения по данному плану,
участвует в их драматизации, читает стихи; в рисовании может создавать
образы знакомых предметов, передавая их хара ктерные признаки; может
создавать многофигурные композиции на бытовые и сказочные сюжеты;
использует цвет для передачи эмоционального состояния; в лепке создает
образы знакомых предметов или персонажей; в аппликации создает
композиции из вырезанных форм; з наком с произведениями народного
прикладного искусства, узнает их, эмоционально на них реагирует; умеет в
движении передавать характер музыки, выразительно танцует, поет,
участвует в музыкальных играх, может определить жанр музыкального
произведения; без о шибок дифференцирует звучание нескольких игрушек,
музыкальных инструментов, определяет направление звука, воспроизводит
предложенные педагогом ритмы.

Физическое развитие
Общая и ручная моторика ребенка развиты в соответствии с возрастной
нормой, все движе ния выполняются в полном объеме, нормальном темпе;
координация движений не нарушена; ребенок ходит прямо, свободно, не
опуская голову, может пробежать в медленном темпе 200 метров; может
прыгнуть в длину с места на 60 сантиметров, отталкиваясь двумя ногами ;
умеет бросать мяч от груди, из -за головы и ловить его двумя руками; может
ходить по гимнастической скамейке, удерживая равновесие; может лазать по

Страница 14

14

гимнастической стенке верх и вниз; охотно выполняет гигиенические
процедуры, знает, что нужно ежедневно гул ять, делать зарядку; у ребенка
сформированы навыки безопасного поведения дома, в детском саду, на
улице, в транспорте; в мимической мускулатуре движения выполняются в
полном объеме и точно, синкинезии отсутствуют; артикуляционная моторика
в норме, движения выполняются в полном объеме и точно; переключаемость
в норме; синкинезии и тремор отсутствуют; саливация в норме.

1.4. Развивающее оценивание качества коррекционно -развивающей
деятельности учителя -логопеда
Необходимость педагогической диагностики достиже ний воспитанников
и оценки качества образования регламентированы в п.10.5 ФАОП ДО .
Диагностическая работа учителя -логопеда проводится по индиви дуал ь-
ной «Речевой карте» (автор Н. В. Нищева) 2 раза в год - в сентябре и в мае,
что позволяет оценить качество КРР учителя -логопеда.
Комплексная диагностика достижений обучающихся группы проводится
сог ласно педагогической диагностике по всем 5 образовательным областям,
которая приведена в приложении к АОП ДО Детского сада №161 ОАО
«Р ЖД» , также проводится 2 раза в год, что позволяет оценить качество обр а-
зовательного процесса в группе.

II. Содержательный раздел

2.1. Проектирование образовательного процесса

Учебный план
В группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) с
октября по май (вклю чительно) проводится в неделю по 3 подгрупповых и 1
фронтальное занятие продолжительностью 20 минут каждое, что не
превышает рекомендованную САНПиНом недельную нагрузку. Каждый
ребенок не менее трех раз в неделю занимается индивидуально с логопедом и
воспитателем.
Социально -коммуникативное развитие о существляется в образов а-
тельной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной игр о-
вой деятельности детей, на совместных с родителями мероприятиях, на и н-
тегрированных занятиях.

ТАБЛИЦА 4
Модель организации коррекционно -развивающей работы в группе
Совместная деятельность взрослого
и детей
Самостоятельная
деятельность д е-
тей.
Взаимодействие с
семьями воспитанн и-
ков, социальными
партнерами (детской
поликлиникой, де т-
Коррекционно -
развивающие и н-
дивидуальные,
Образовательная
деятельность в
ходе режимных

Страница 15

15

подгрупповые,
фронтальные,
интегрированные
с участием ра з-
ных специал и-
стов занятия.

моментов. ской библиотекой,
ш колой, кафедрой л о-
гопедии Института
специальной педаг о-
гики и психологии).


ТАБЛИЦА 5
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки

В середине каждого коррекционно -развивающего занятия проводится
физкультминутка и/или релаксационная пауза в зависимости от общего
состояния детей . Перерывы между коррекционно -развивающими занятиями
не менее 10 минут. В середине фронтального или интегрированного занятия
обязательно проводится релаксационная пауза.
В середине учебного года (январь) и в начале мая для воспитанников
организуются недел ьные каникулы, во время которых проводят
образовательную деятельность только художественно -эстетического и
оздоровительного циклов и индивидуальные занятия со специалистами.
В июне образовательная деятельность не организуется. Предпочтение
отдается спорти вным и подвижным играм, спортивным праздникам,
музыкальным занятиям на свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается
продолжительность прогулок, на которых учитель -логопед организует
индивидуальные занятия с детьми.




Возраст Продолжительность
коррекционно -
развивающего занятия
Максимально допустимый
объем образовательной н а-
грузки в первой половине
дня, во второй половине
дня
С 5 до 6
20 минут фронтальное,
подгрупповое, занятие,
10 – 15 минут индивид у-
альное занятие,
30 минут интегрирова н-
ное занятие.
В первой половине дня – 70
минут (включая индивид у-
альное занятие с логопедом)
Во второй половине дня - 30
минут (включая индивид у-
альную рабо ту по заданию
логопеда).

Страница 16

16


2.2. Тематическое планирование коррекц ионной и образовательной
деятельности учителя -логопеда и воспитателя

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ. СТАРШАЯ ГРУППА КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ Н А-
ПРАВЛЕННОСТИ «АБВГДейка»
СЕНТЯБРЬ
1-4-я недели. Мониторинг речевого развития.
ПРАЗДНИК ОСЕНИ
«ДЕНЬ ЗНАНИЙ»
ОКТЯБРЬ
1-я неделя. «ОСЕНЬ. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ, ДЕРЕВЬЯ ОСЕНЬЮ»
«ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ»
2-я неделя. «ОГОРОД. ОВОЩИ»
3-я неделя «САД. ФРУКТЫ»
4-я неделя. «ЛЕС. ГРИБЫ И ЛЕСНЫЕ ЯГОДЫ»
НОЯБРЬ
1-я неделя. «ОДЕЖДА, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»
«ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»
2-я неделя. «ОБУВЬ»
3-я неделя. «ИГРУШКИ»
4-я неделя. «ПОСУДА»
«ДЕНЬ МАТЕРИ»
ДЕКАБРЬ
1-я неделя. «ЗИМА. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ.
«ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ»
2-я неделя. «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»
3-я неделя. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»
«ДЕНЬ РАКЕТНЫХ ВОЙСК»
4-неделя «НОВЫЙ ГОД»
НОВОГОД НИЕ КАНИКУЛЫ
ЯНВАРЬ
1-я неделя. Рождественские каникулы.
2-я неделя. «МЕБЕЛЬ. ЧАСТИ МЕБЕЛИ, НАЗНАЧЕНИЕ»
«ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ ПЕЧАТИ»
3-я неделя. «ГРУЗОВОЙ И ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ»
«ДЕНЬ ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК»
4-я неделя «ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ»
«ДЕНЬ ПОЛНОГО СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»
ФЕВРАЛЬ
1-я неделя. «ДЕТСКИЙ САД. ПРОФЕССИИ»
2-я неделя «АТЕЛЬЕ. ЗАКРОЙЩИЦА»
«ДЕНЬ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»
3-я неделя. «НАША АРМИЯ»
«ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ПРОФЕССИИ»
4-я неделя. «СТРОЙКА. ПРОФЕССИИ НА СТРОЙКЕ»

Страница 17

17


МАРТ
1-я неделя. «ВЕСНА. ПРИМЕТЫ ВЕСНЫ. МАМИН ПРАЗДНИК»
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ»
2-я неделя. «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»
3-я неделя. «ПРЕСНОВОДНЫЕ И АКВАРИУМНЫЕ РЫБЫ»
«ДЕНЬ РАБОТНИКА ТОРГОВЛИ»
4-я неделя. «НАШ ГОРОД»
«ДЕНЬ МОРЯКА -ПОДВОДНИКА»
АПРЕЛЬ
1-я неделя. «ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ НА СЕЛЕ»
«ДЕНЬ СМЕХА»
2-я неделя. «КОСМОС»
«ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ»
3-я неделя. «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?»
4-я неделя. «ПОЧТА»
«ДЕНЬ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ»
МАЙ
1-я неделя. КАНИКУЛЫ
2-я неделя. «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
3-я неделя «ЛЕТО. НАСЕКОМЫЕ»
4-я неделя «ЛЕТО. ЦВЕТЫ НА ЛУГУ»
«ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕНЬ БИБЛИОТЕК»


2.3. Комп лексно -тематическое планирование коррекционной и обр а-
зовательной деятельности

ТАБЛИЦА 6
Планирование представлено в книгах Н. В. Нищевой «Комплексно -
тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности
в группе компенсирующей направленности для детей с 3 до 4 и с 4 до 5 лет»
и «Комплексно -тематическое планирование коррекционной и образовател ь-
ной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с 5
до 6 и с 6 до 7 лет».
Комплексно -тематическое планирование коррекционно -развивающей и
образовательной деятельности для детей 5 -6 лет (на примере 1 недели)
Лексическая тема, задачи и содержание работы Итоговые м е-
роприятия,
праздничные
даты, праз д-
ники
ОКТЯБРЬ, 2 неделя
Огород. Овощи.
Расширение объема правильно произносимых существител ь-
Коллективная
аппликация

Страница 18

18

ных и глаголов по теме. Усвоение понимания действий, в ы-
раженных приставочными глаголами.
Расширение понимания простых предлогов и активизация их
использования в речи. Развитие ритмичности и выразител ь-
ности речи. Подготовка артикуляционного аппарата к фо р-
мированию правильных укладов шипящих звуков.
Формирование навыков слогового анализа слов. Упражнения
в подборе на заданные гласные и согласные звуки.
Воспитание активного произвольного вним ания к речи, с о-
вершенствование умения вслушиваться в обращенную речь,
понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой
речи.
«Вот так ур о-
жай!».
Народный к а-
лендарь – П о-
кров.



2.4. Календарное планирование работы учителя -логопеда

Сетки подгрупповых логопедических занятий приведены в книге Н. В.
Нищевой «Современная система коррекционной работы в логопедической
группе детского сада для детей с ОНР».
Конспекты занятий приве дены в сборниках для каждой возрастной гру п-
пы.
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллект ива с
семьями дошкольников с ТНР
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в соответствии с ФАОП
ДО уделяется все большее внимание, так как личность ре бенка формируется
прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях
создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно -
воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в
организованной образовательной деятельности , интегрированных занятиях,
спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных
представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого
сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся
тематические родительск ие собрания и круглые столы, семинары, мастер -
классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной
литературы в каждой группе ДОУ.
В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи учитель -логопед и другие специалисты п ытаются
привлечь родителей к коррекционно -развивающей работе через систему
методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в
устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в
письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации
родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того,
чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей как в речевом, так
и в общем развитии.

Страница 19

19

Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в
какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с
ребенком, во что и как следует играть с реб енком дома. Они предоставят
ребенку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с
окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого.
Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные
игры, проведут пальчик овую гимнастику, прочитают и стихи, помогут
научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки.
Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая,
играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память
и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе.
Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми в
логопедическ ой групп е лексическими темами и требованиями программы.
Для данн ой возрастной группы учтены особенности развития детей да нного
возраста.
Для детей старшей группы родители должны стремиться создавать такие
ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения,
имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были
сформированы в предыдущей возрастной груп пе, должна стать одной из
основ домашней совместной деятельности с детьми. Родители должны
стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие
игровые ситуации.
Материалы родительских уголков помогают родителям организовать
развивающее обще ние с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание
опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и
заучивания.

2. 6. Мероприятия по реализации программы воспитания ДОУ
Целевые ориентиры воспитательной работы для обучающихся с ОВЗ
дошк ольного возраста (до 8 лет ) представлены в п. 49.1.6. ФАОП ДО.
На данный учебный год в группе запланированы следующие
мероприятия согласно программы воспитания АОП ДО Детского сада №161
«ОАО РЖД»

Направление
воспитания
Мероприятие (дата, название)
Патриотическое 3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День
солидарности в борьбе с терроризмом;
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служе б-
ных обязанностей
сотрудников органов внутренних дел России;
30 ноября: День Государственного герба Российской Ф е-

Страница 20

20

дерации;
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный
день инвалидов;
9 декабря: День Героев Отечества ;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации;
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко -
фашистских войск в Сталинградской битве;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших сл у-
жебный долг за пределами Отечества;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией;
9 мая: День Победы; 12 июня: День России
Социальное 1 сентября: День знаний;
12 сентября : День дорожной безопасности(акция "Пре д-
видеть! Научить! Уберечь!);
27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных рабо т-
ников (акция "Поздравь дошкольного работника");
1 октября: Международный день пожилых людей (ак ция
"Из детских рук -частичку теплоты");
4 октября: День защиты животных (акция "Спешите делать
добро! Накормите четвероногого");
15 октября "День чистых рук"(акция, "Чистые ладошки"),
4 ноября: "День народного единства (акция "Мы едины");
12 ноября "Сини чкин день"(акция "Лакомка для перн а-
тых");
13 ноября "День доброты"(акция "Лакомки для пернатых"в
заказник Кирзинский);
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
14 февраля -Международ ный день дарения книг ;
6 мая -День голубя мира ;
19 мая: День детских общественных организаций России;
11 июня: Акция "Окна России» ;
17 августа: Всемирный день защиты бездомных животных ;
Познавательное 8 сентября: Международный день распространения гр а-
мотности;
5 октября: День учителя;
15 октября: День отца в России;
23 ноября -115 лет со дня рождения Н.Н. Носова "("В го с-
тях у Незнайки»);
3декабря : День неизвестного солдата;
27 января: День снятия блокады Ленинграда;
31 декабря: Новый год;
15 января: День зимующих пти ц России ;
17 января: Международный день детских изобретений;

Страница 21

21

27 января: День снятия блокады Ленинграда;
28 января: Международный день ЛЕГО ;
8 февраля: День российской науки;
21 февраля: Между народный день родного языка;
15 марта: День добрых дел;
20 марта: День Земли ;
12 апреля: День космонавтики;
25 апреля: Всероссийский "День Эколят» ;
24 мая: День славянской письменности и культуры;
11 апреля: День домашних животных (питомцев) в России ;
15 апреля: День экологических знаний ;
22 апреля Международный день Земли ;
6 июня: День русского языка;
13 июня: День божьих коровок ;
19 июн я День бабочек ;
22 июня: День памяти и скорби;
5 июля: День рождения В. Сутеева (1903г.) ;
12 июля День летних опытов и экспериментов ;
5 августа: Международный день светофора ;
22 августа: День Государственного флага Российской Ф е-
дерации;
Физическое и
оздоровительное
1 декабря : Всероссийский день хоккея (Весѐлые старты);
23 февраля: День защитника Отечества;
7 апреля: Всемирный день здоровья ;
12 апреля: День космонавтики;
3 июня: Всемирный день велосипеда ;
5 июля: Летний день Здоровья ;
07 июля: Иван Купала ;
27 июля: День мяча ;
1 августа: Солнце, воздух и вода - наши верные друзья! ;
12 августа: День физкультурника;
Трудовое 1 мая: Праздник Весны и Труда;
28 апреля: Всемирный день охраны труда
Этико -
эстетическое
4 ноября Международный день
музыки;
18 ноября: День рождение деда Мороза;
27 ноября: День матери в России;
4 декабря: День написания писем Деду Морозу;
8 декабря: Международный день художника;
18 января: Международный день снеговика ;
04 февраля: День рождения А.Барто ;
16 февраля: День валенка ;
8 марта: Международный женский день;

Страница 22

22

27 марта: Всемирный день театра;
31 марта День рождения К. Чуковского ;
1 апреля: День смеха ;
25 апреля - Международный день бумажных самолѐтиков ;
1 июня: День защиты де тей;
8 июня День друзей ;
17 июня: Фестиваль панамок и конкурс летних шляп ;
23 июня: Троица. Праздник русской березы ;
27 июня: Праздник мыльных пузырей ;
29 июня: День поиска пиратских сокровищ ;
8 июля: День семьи, любви и верности;
6 июля: День рисования на асфальте ;
21 июля: День летнего театра ;
4 августа: День железнодорожника ;
25 августа: День Экомоды ;
27 августа: День российского кино;

III. Организационный раздел

3.1 Основные направления коррекционной и образовательной де я-
тельности
В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое
развитие» выдвинута в данной рабочей п рограмме на первый план, так как
овладение родным языком является одним из основных элементов формир о-
вания личности.
Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «С о-
циально -коммуникативное развитие», «Художественно -эстетическое
развитие»», «Физическое развитие» связаны с основным направлением и
позволяют решать задачи умственного, твор ческого, эстетического, физич е-
ского и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всест о-
роннего гармоничного развития личности каждого ребенка.
Отражая специфику работы в группе компенсирующей направленности и
учитывая основн ую ее направленн ость, а также, имея в виду принцип инт е-
грации образовательных областей, задачи речевого развития включаются не
только в образовательную область «Речевое развитие», но и в другие обла с-
ти.
Содержание работы по пяти образовательным областям соответствует
ФА ОП ДО.
I. Речевое развитие
 Овладение речью как средством общения и культуры; обогащ е-
ние активного словаря.
 Развитие связной грамматически правильной диалогической и
монологической речи.

Страница 23

23

 Развитие речевого творчества.
 Развитие звуковой и интонационной культуры речи , фонематич е-
ского слуха.
 Знакомство с книжной культурой, детской литературой.
 Развитие понимания на слух различных жанров детской литер а-
туры.
 Формирование звуковой аналитико -синтетичес кой активности
как предпосылки обучения грамоте.
 Профилакт ика речевых нарушений и их системных последствий.

II . Познавательное развитие
 Конструирование.
 Развитие представлений о себе и окружающем мире.
 Элементарные математические представления.

III . Художественно -эстетическое развитие
 Изобразительное творчество.
 Музыка.
IV . Социально -личностное развитие
 Игра.
 Представления о мире людей и рукотворных материалах.
 Безопасное поведение в быту, социуме, природе.
 Труд.
V . Физическое развитие
 Физическая культура.
 Представления о здоровом образе жизни и гигиене.

3.2 Система коррекционной и образовательной деятельности

Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с т я-
желыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается первого
сентября, дл ится десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три
периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период – декабрь, январь, февраль;
III период – март, апрель, май, июнь.
Две -три недели сентября отводится учителями -логопедами для стартовой
педагогической диагностики индивидуального развития детей, сбора анамн е-
за, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в
режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами
группы рабочих программ , корректировки адаптированной образовательной
программы.

Страница 24

24

В конце сентября специалисты и педагоги , работающи е в группе, на пс и-
холого -педагог ическом совещании при заведующем ДОУ обсуждают резул ь-
таты диагностики индивидуального развития детей и на основании получе н-
ных рез ультатов утверждают рабочие программы, написанные на основе
АОП ДО .
С первого октября начинается организованная образовательная деятел ь-
ность с детьми во всех возрастных группах.
Заведующий дошкольным образовательным учреждением утверждает р а-
бочие программ ы специалистов. Психолого -педагогическое совещание об я-
зательно проводится в конце учебного года с тем, чтобы обсудить динамику
индивидуального развития каждого воспитанника и определить необход и-
мость дальнейшего его пребывания в группе компенсирующей напр авленн о-
сти.
Логопедом проводится подгрупповая работа (с подгруппами из 4 -6 де-
тей) по вторникам, средам и четвергам. В понедельник логопед проводит
только индивидуальную работу с детьми в первой половине д ня, в пятницу
проводит индивидуальные занятия с дет ьми в присутствии родителей или
консультирование родителей во второй половине дня.
На работу с одной подгруппой детей в старшей группе отводится 20 м и-
нут .
Для фронтальной работы по развитию речи отвод ится понедельник.
Все остально е время в сетке работы учителя -логопеда занимает индив и-
дуальная работа с детьми, которую учитель -логопед проводит в своем каб и-
нете.
В середине учебного года, с 01.01 по 11.01, в группах компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи устраиваются зи м-
ние кани кулы, а в первую неделю мая – весенние каникулы. Если на этот п е-
риод выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится
только индивидуальная работа с детьми, кроме того все специалисты прин и-
мают участие в совместной деятельности с детьми, о рганизуют игровую де я-
тельность дошкольников, обязательно проводятся музыкальные, физкул ь-
турные и логоритмические занятия. Так же организуется коррекционно -
развивающая работа и в июне при переходе детского сада на летний режим
работы.

3.3 Распорядок дня, организация режимных моментов

Организация режимных моментов, распорядок дня
М аксимально допустимый объем образовательной нагрузки не прев ы-
шает нормативы САНП ИН.
Распорядок дня в группе компенсирующей направленности включает в
себя:
 прием пищи (завтрак, обед, полдник);

Страница 25

25

 ежедневную прогулку, продолжительность которой не менее 4 -4,
5 часов;
 дневной сон продолжительность 2 -2,5 часа в разных возрастных
группах;
 самостоятельную деятельность детей;
 коррекционно -развивающую работу (групповые и индивидуал ь-
ные заня тия с учителем -логопедом);
 непосредственную образовательную деятельность;
 разные виды двигательной активности, физические упражнения и
закаливающие мероприятия.

Режим дня в старшей группе на теплый и холодный периоды года, гр а-
фик работы и расписание раб оты учителя -логопеда.
В старшей группе компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с октября по май (включительно)
проводится в неделю 14 подгрупповых и групповых занят ий
продолжительностью 20 минут , по 3 индивидуальных занятия с учителем -
логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает
рекомендованную САНПИН недельную нагрузку (6 часов 15 минут).
Образовательная область. Направление деятельности Количе
ство
занятий в
неделю
Речевое развитие . Восприятие художественной литературы 1
Познавательное развитие. Познавательно -
исследовательская, конструктивно -модельная деятельность
1
Познавательное развитие. Развитие математических
представлений
1
Художественно эстетическое развитие. Рисование 1
Художественно -эстетическое развитие. Лепка/аппликация 1
Художественно -эстетическое развитие. Музыкальное
развитие
2
Физическое развитие. Физическая культура 3 (1 на
свежем
воздухе)
Подгрупповое занятие с учителем -логопедом 4
Индивидуальные занятия с логопедом 3
Индивидуальное занятие с воспитателем 3
Лечебная физкультура 2

Страница 26

26

Социально -коммуникативное развитие детей осуществляется в
образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и
самостоятельно игровой деятельности, в семье.

Примерный режим дня. Холодный период года

П рием и осмотр детей, игры, деж урство 7.30 — 8.0 0
Утренняя гимнастика 8.07 – 8.17
Подготовка к завтраку, завтрак 8. 20— 8.5 0
Утренний круг 8.5 0— 9.00
1-е занятие воспитателя и 1 -е подгрупповое логопедическое занятие
9.00 — 9.20
2-е воспитателя и 2 -е подгрупповое логопедическое занятие 9.30 — 9.50
Второй завтрак 9.52 – 10.00
Физкультурное, музыкальное занятие или занятие воспитателя 10.00 —
10.20
Индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, подготовка к прогулке,
прогулка 10. 30— 12. 00
Возвращение с прогулки, чтение художественной литературы, игры
12. 00— 12. 15
Подготовка к обеду, обед 12. 15 — 12.40
Подготовка ко сну, сон 13. 00— 15.00
Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры 15.00 — 15. 20
Подготовка к полднику, полдник 15. 20 — 15.3 5
Занятие воспитателя (2 раза в неделю), индивидуальная работа
воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры, свободная деятельность
детей 15. 40— 16.10
Подготовка к прогулке, прогулка 1 6.10— 16.45
Подготовка к ужину, ужин 16.45 – 17.05
И гры, самост оятельная деятельность детей 1 7.10— 17.30
Уход домой 17.30


3.4. Расписание и особенности работы учителя -логопеда
На текущий учебный год нагрузка учителя -логопеда в группе ТНР с о-
ставляет 20 часов
Расписание учителя -логопеда
День недели время работы
понедельник 8.00 -12 .00
вторник 8.00 -12.00
среда 8.00 -12.00
четверг 8.00 -12.00
пятница 13.3 0-17.3 0

Страница 27

27

Циклограмма работы учителя -логопеда с детьми с ТНР (20 часов в
неделю)

Аудиторная занятость (фактический объѐм учебной нагрузки (20 ч.)
Дни недели Взаимодействие в
группах
встреча детей,
консультации
Фронтальные,
подгрупповые
занятия
Совместная ко р-
рекционно -
развивающая де я-
тельность
Индивидуальная
работа
понедел ь-
ник
8:45 -8.55
(утренний круг)
9.00 - 9.25 Ра з-
витие речи.


10:40 -11:10
Интегрированная
деятельность с
участием псих о-
лога

8.00 -8.10
8.20 -8.30
9.30 - 9.40
10.05 -10.15
10.30 -10.40
11.10 -11.20
11.40 -11.55
вторник 8:45 -8.55
(утренний круг)
9.00 -9.25
Коррекционная
деятельность
1 подгруппа
9.35 -10.00
Коррекционная
деятельность
2 подгруппа
8.00 -8.10
8.20 -8.30
10.05 - 10.15
10.35 -10.50
10.55 -11.10
11.40 -11.55
среда 8:45 -8.55
(утренний круг)



10.10 -10.25
Интегрированная
деятельность с
участием восп и-
тателей (Рисов а-
ние)
10.15 -10.40
Интегрированная
деятельность с
участием инс т-
руктора по физ и-
ческой культуре
8.00 -8.10
8.20 -8.30
9.20 - 9.35
9.55 -10.10
10.40 -10.50
10.55 -11.15
11.20 -11.35
11.40 -11.55

четверг 8.45 -8.55
(утренний круг)
9.00 - 9.20 Ко р-
рекционная
деятельность
1 подгруппа
10.25 -10.50
1 подгруппа
10.30 -10.50
Интегрированная
деятельность с
участием инс т-
руктора по физ и-
ческой культуре
8.00 -8.10
8.20 -8.30
9.30 - 9.40
9.45 -9.55
10.10 -10.20
10.55 -11.05
11.10 -11.20
11.25 -11.35
11.40 -11.55
пятница 13.30 -14.00 Ко н-
сультация для п е-
дагогов 14:00 -
15:00
17.00 -17.30
16.20 -16.30 (Для
совместных зан я-
15.05 -15.15
15.20 -15.30
15.35 -15.45
15.50 -16.00
16.05 -16.15

Страница 28

28

тий с родителями)
16.35 -16.45 ко н-
сультация для р о-
дителей



3.5. Организ ация предметно -пространственной развивающей ср е-
ды и материально -техническое оснащение кабинета учителя -
логопеда

Описание предметно -пространственной развивающей среды для всех
возрастных групп представлено в ФАОП ДО и в «Комплексной образов а-
тельной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми наруш е-
ниями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой.
Детский сад имеет современную материальную базу. Групповые п о-
мещения состоят из игровых, спален, приемной, туалетной комнат, места
для хранения посуды. В соответствии с нормативами СанПиН оборудованы
кабинеты заведующего, старшего воспитателя, учителей -логопедов, педаг о-
га -психолога, пищеблоки, прачечная и другие помещения. На прилегающих
территориях также выделены зоны для общения и совместной деятельности
больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в
том числе для использования методов проектирования как средств познав а-
тельно - исследовательской деятельности детей.

Материально -техническое оснащение кабинета:
1. Компьютер.
2. Магнитная доска.
3. Звучащие игрушки.
4. Логопедические постановочные и массажные зонды и зо н-
дозаменители.
5. Дыхательные тренажеры.
6. Картотека предметных и сюжетных картинок по всем ле к-
сическим темам.
7. Картотека заданий для автоматизации и дифференциации
звуков всех групп в слогах, словах, словосочетаниях, предл ожениях,
чистоговорках, потешках, рассказах.
8. Картотека упражнения дыхательной гимнастики.
9. Картотека упражнения мимической гимнастики.
10. Картотека упражнения артикуляционной гимнастики.
11. Картотека упражнения пальчиковой гимнастики.
12. Картотека подвижных игр и упражнений.
13. Картотека словесных игр.
14. Дидактические игры по всем лексическим и грамматич е-
ским темам.

Страница 29

29

15. Пособия для развития мелкой моторики.
16. Мячи, мячики .
17. Детская художественная и развивающая литература.
18. Рабочие тетради к «Комплексной программе» по числу д е-
тей.
3.6. Список методической литературы и дидактических пособий
Главные книги методического комплекта к «Комплексной программе»
1. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с
общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
2. Нищева Н. В. Планирование коррекционно -развивающей работы в группе компенсирующей
направленности для детей с тяже лыми нарушениями речи (ОНР) в соответствии с ФАОП ДО . –
СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023 .
3. Нищева Н. В. Комплексно -тематическое планирование коррекционной и образовательной
деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми
нарушениями речи (с 3 до 4 и с 4 до 5 лет) . – СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
4. Нищева Н. В. Комплексно -тематическое планирование коррекционной и образовательной
деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми
нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7лет) . – СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .

Образовательная область «Речевое развитие»
1. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с
ОНР. — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023 .
2. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб.,
ДЕТСТВО -ПРЕС С, 2023 .
3. Нищева Н. В. Мой букв арь. — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023 .
4. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у
старших дошкольни ков. — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023 .
5. Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогов ого анализа и синтеза у старших
дошкольн иков — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
6. Нищева Н. В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского с ада. — СПб., ДЕТСТВО -
ПРЕСС, 2023 .
7. Нищева Н. В. Тетрадь для подготовительной к школе логопедической группы детс кого сада —
СПб., ДЕТСТВО -ПРЕ СС, 20123 .
8. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста № 1. — СПб.,
ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023 .
9. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста № 2. — СПб.,
ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023 .
10 . Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста № 3. — СПб.,
ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023 .
11 . Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР —
СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
12 . Нищева Н. В. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и
дифференциации звуков. Выпуски 1, 2, 3 , 4. — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023 .
13 . Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации зву ков. — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
14 . Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации пр авильного произношения и
дифференциации звуков разных групп — СПб., ДЕТСТВ О-ПРЕСС, 2023 .
15 . Нищева Н. В. Картинки и тексты для автоматизации зву ков. — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
16 . Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнаст ика. — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023 .

Страница 30

30

17 . Нищева Н. В. Четыре времени года. Цикл занятий по развитию речи старших дошкольников
при рассматривании произведений пейзажной живоп иси. — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
18 . Нищева Н. В. Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста.
Обр азовательные ситуации на основе текстов русских народных ска зок. — СПб., ДЕТСТВО -
ПРЕСС, 2020 .
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 лет и с 5
до 6 л ет). — СПб. , ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
2. Нищева Н. В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с
ОНР (с 5 до 6 л ет). — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
3. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7л ет). —
СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
4. Данилова Е. Ю., Дружинина Н. В., Сержанова Л. Н., Солодовникова Е. В. «Новая Сибирь – мой
край родной» программа краеведческого образования детей дошкольного возраста Новосибирской
области. Новосибирск, 2020.
5. Литвинова О. Э. Конструирование с детьми старшего дошкольного возраста. Конспекты совм е-
стной деятельности с детьми с 5 до 6 лет - СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023 .
6. Литвинова О. Э. Конструирование с детьми старшего дошкольного возраста. Конспекты
совм естной деятельности с д етьми с 6 до 7 лет - СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023 .
7. Литвинова О.Э. Рисование. Лепка. Апп ликация. – СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022
7. Краузе Е. Н. Конспекты непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с
окружающим с детьми старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет - СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС,
2023 .
Образовательная область «Социально -коммуникативное развитие»
1. Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой гимнас тики — СПб.,
ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
2. Тимофеева Л. Л . Формирование культ уры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная
програ мма. — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
3. Тимофеева Л. Л . Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной
деятельности в старшей гр уппе — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
4. Тимофеева Л. Л . Фо рмирование культуры безопасности. Планирование образовательной
деятельности в подготовительной к школе гру ппе. — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 202 2.
5. Сказкина А.М. Программа дополнительного образования «Барабинск -город железнодорожн и-
ков», Барабинск, 2017 .

Образовательная область «Художественно -эстетическое развитие»

3. Литвинова О. Э. Рисовани е, лепка, аппликация с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
(с 5 до 6 лет) – СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023.
4. Литвинова О. Э. Рисовани е, лепка, аппликация с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
(с 6 до 7 лет) – СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023.
6. Нищева Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы в детском са ду. —
СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023 .
12 . Судакова Е. А. Беседы к альбому Чайковского «Времена го да». – СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС,
2020 .

Образовательная область «Физическое развитие»
1. Кириллова Ю. А. Физическое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет .
Парциальная програ мма. — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .

Страница 31

31

3. Кириллова Ю. А. Комплексы упражнений (ОРУ) в спортивном зале и на прогулке для детей с
ТНР с 5 до 6 и с 6 до 7 лет. — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .