cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 161
открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом заведующий ЧДОУ
ЧДОУ «Детский сад № 161 ОАО «РЖД» «Детский сад № 161 ОАО «РЖД»
(протокол от 28.08.2023 № 1) _____________О.Б .Михальская
Приказ от 31.08.2023 № 92 -од




Дополнительная развивающая программа
театрализованной студии
«В гостях у сказки»

Возраст обучающихся: 5 - 7лет
Срок реализации: 1 год












Составитель:
Иванова Ирина Ивановна,
воспитатель
высшей квалификационной категории









Страница 2

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы "В гостях у сказки".
1.1 .Пояснительная записка …………………………………………………… ..3
1.2.Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы……….. 4
1.3.Содержание программы: учебный план и содержание ……………….... 5
1.4. Планируемые результаты…………….…………………………………....6
2.Комплекс организационно -педагогических условий дополнительно
общеразвивающей программы « В гостях у сказки »
2.1.Календарный учебный график……………………………………………...7
2.2 .Условия реализации программы …………………………………………...6
2.3 .Форма подведения итогов реализации программы…………… …………. 7
2. 4. Оценочные материалы ………………………………………………… …..8
2.5 Методическое обеспечение программы………………………………… … 10
Список литературы …………………………… ………… ……………………….12
Приложение……………………………………………………………………..13 -20




















Страница 3

3

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На современном этапе модернизации дошкольного образования большое значение
государство уделяет социально -личностному развитию детей. Эмоциональная
удовлетворенность ребенка зависит от того, как складываются его взаимоотношения с
другими людьми, какую роль он играет в коллективе, и кем себя ощущает. Особое место в
процессе формирования социальной действительности занимает театрализованная
деятельност ь.
Предложенная программа позволяет развиваться творческому потенциалу личности
ребѐнка, учит его эффективному общению, которое возникает в процессе создания единого,
общего продукта — спектакля. Через театральную деятельность можно решать многие
проблемные
ситуации опосредованно от лица какого -либо персонажа. Это помогает преодолевать
робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия
помогают всесторонне развивать ребенка.
Данная рабочая программа предн азначена для работы с детьми старшего дошкольного
возраста (5 -7 лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы,
рассчитанной на 2 года обучения, 72 часа.
Синтетический характер театрального искусства позволяет в полной мере реша ть
задачу развития личности ребенка, ведь именно театр, объединяющий в себе различные виды
искусства, становится для детей тем волшебным краем, в котором ребенок радуется, играя, а в
игре он познает мир.
Преимущества развития детей средствами театральног о искусства заключены, прежде
всего, в коллективной природе театра. В то же время театральное искусство глубоко
индивидуально и в полной мере позволяет реализовать индивидуально –дифференцированный
подход в воспитании дошкольников.
Важнейшим в детском твор ческом театре является процесс репетиций, процесс
творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в
процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются
символическое мышление, двигательный, эмоциона льный контроль. Происходит усвоение
социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий,
которых каждый ребѐнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, жел ания и взгляды, причѐм
не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних
слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Воспитательные
возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дет и знакомятся с
окружающим миром во всѐм его многообразии через образы, краски, звуки, а умело
поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы обобщения. В
процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказыв аний
незаметно активизируется словарь ребѐнка, совершенствуется звуковая культура его речи, еѐ
интонационный строй.







Страница 4

4


1.2.Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы

Цель: формирование коммуникативных навыков и творческих способностей детей
средствами театрального искусства.
Задачи
Личностные:
- воспитывать у дошкольников интерес к театрально – игровой деятельности;
- поддерживать у детей желание активно участвовать в театральных постановках,
инсценировках и импровизациях;
- формироват ь у детей нравственное поведение (воспитывать у дошкольников отрицательное
отношение к жестокости, хитрости, трусости).
-развивать патриотизм через приобщение к народной культуре (фольклор (сказки, потешки,
песни, народные игры и т.д.)
Метапредметные:
- ра звить речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию, силу голоса;
-развить пластическую выразительность и мышечную свободу;
-развить творческие и организаторские способности, активность и инициативность;
-развить навыки коммуникативной и к оллективной деятельности.
Предметные:
- познакомить с элементами сценической грамоты;
- знакомить детей с театральной терминологией с видами театрального искусства;
- совершенствовать художественный вкус учащихся;
- обучить дошкольников передавать в образ е характер персонажей;
- освоить практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.
По итогам реализации программы предполагается достижение определенных результатов
каждым ребенком.
Личностные:
-по окончанию программы дошкольники смогут проявлять свою индивидуальность через
театральное искусство;
- научатся контролировать свои эмоции в различных ситуациях;
-повысят свою самооценку и уверенность в себе;
-будут развиты коммуникативные навыки: научаться слушать других и находить
компр омиссы;
Воспитанники приобретут уважения к другим культурам.
Метапредметные результаты:
-сформируют коммуникативные навыки и умение общаться с другими людьми, выражать свои
мысли и чувства и слушать других;
-будет развито творческое мышление;
-будут уметь работать в команде.
-обучающийся научится анализировать и интерпретировать тексты;
-будет сформировано умение выступать перед публикой: участие в театральных выступлениях
помогает детям развивать умение выступать перед публикой.
Предметные результаты:
-овл адеют основами театральной деятельности;
-будут понимать театральную терминологию, иметь представление о видах театрального
искусства;
-будут уметь владеть приемами выразительной речи;
-будет сформировано умение творчески работать в коллективе.





Страница 5

5


1.3 .Содержание программы: учебный план и содержание

Содержание программы включает пять основных блоков:

1. «Основы театральной азбуки». Знакомство с особенностями театрального искусства; его
видами. Приобретение знаний о костюмах, атрибутах театра. Формирование культура
зрителя.(2 часа)
2. «Театральная игра». Развитие актерских умений и навыков воображения, сценического
внимания и действия в предлагаемых обстоятельствах, перевоплощения. Развитие игрового
поведения, эстетического чувства, находчивости , способности творчески относиться к любому
делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях,
формирование навыков действия с воображаемыми предметами.(10ч)
3. «Основы кукольного театра и кукловождения». Знакомство с различн ыми видами театров:
напольный (люди -куклы, конусный, тростевой), обучения приемам кукловождения различных
кукольных театров (настольный, теневой, бибабо, пальчиковый, марионетки, на ложках, на
стаканчиках и др.)
(10 ч)
4. «Театральная деятельность» (закреп ление основ драматизации ,импровизация, поиск
выразительных средств, роль костюмов, декораций предметного окружения)
(9,5 часов)


Основные направления программы:

1.Театрально -игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения
детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных
жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению;
театрализованные игры на развитие воо бражения фантазии; инсценировки стихов, рассказов,
сказок.

2.Музыкально -творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные,
пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных
психомоторных способностей дошкольников , обретение ими ощущения гармонии своего тела
с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и
подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пл астической
выразительности и музыкальности; музыкально -пластические импровизации.

3.Художественно -речевая деятельность . Объединяет игры и упражнения,
направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной
артикуляции, интонационной в ыразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная
гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи
(научиться пользоваться разными интонациями ), расширить образный строй речи; игры и
упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

4.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения
дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Ваш ребенок получит
ответы на вопросы:

Страница 6

6

5.Работа над спектаклем . Базируется на авторских сценариях и включает в себя темы
«Знакомство с текстом » (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор
инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форм е этюдов с
импровизированным текстом; поиски музыкально -пластического решения отдельных
эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и
всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над с пектаклем
широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций,
костюмов).
Работа над разделами программы продолжается в процессе всего обучения детей.
Содержание разделов в зависимости от этапа обучения расширяется, углубляется.
Результатом работы студии являются спектакли и театрализованные праздники, в
которых принимают участ ие все без исключения студийцы вне зависимости от уровня их
подготовки и натренированности.

Схема занятий:
 Введение в тему, создание эмоционального настроения;
 Театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок
имеют возмож ность реализовать свой творческий потенциал;
 Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной
деятельности.

Форма организации занятий по театрализованной деятельности:
- теоретические:
 Занятия.
 Игры - занятия.
 Игры - загадки.
 Занятия - путешествия .
 Показ упражнений по формированию выразительности исполнения и по социально -
эмоциональному развитию детей (рассматривание альбомов, картинок, фотографий) .
 Беседы с детьми о театральном искусстве.
- практические:
 Подготовка и проведение спектаклей, сценок,
 Изготовление атрибутов и костюмов для деятельности,
 Игровые занятия,
 Игры – драматизации,
 Детско -взрослые проекты,
 Литературные викторины
 Игры, упражнения, этюды.
Театрализованные занятия, беседы, викторины включают в себя как разыгрывание
сказок, придуманных детьми, встречи с поэтами и композиторами родного края так и ролевые
диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни
(смешной случай, интересные события).
Практический материал для театра лизованных игр распределяется так, что каждая тема
пронизывает все этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать,
чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами,
контактировать с участниками игр.




Страница 7

7

1.4. Планируемые результаты

по итогам реализации программы предполагается достижение определенных результатов
каждым ребенком.
Личностные:
-по окончанию программы дошкольники смогут проявлять свою индивидуальность через
театральное искусство;
- научатся контролировать свои эмоции в различных ситуациях;
-повысят свою самооценку и уверенность в себе;
-будут развиты коммуникативные навыки: научаться слушать других и находить
компромиссы;
Воспитанники приобретут уважения к другим культурам.
Метапредм етные результаты:
-сформируют коммуникативные навыки и умение общаться с другими людьми, выражать
свои мысли и чувства и слушать других;
-будет развито творческое мышление;
-будут уметь работать в команде.
-обучающийся научится анализировать и интерпретиро вать тексты;
-будет сформировано умение выступать перед публикой: участие в театральных
выступлениях помогает детям развивать умение выступать перед публикой.
Предметные результаты:
-овладеют основами театральной деятельности;
-будут понимать театральную т ерминологию, иметь представление о видах театрального
искусства;
-будут уметь владеть приемами выразительной речи;
-будет сформировано умение творчески работать в коллективе.


2.Комплекс организационно -педагогических условий дополнительно
общеразвивающей программы

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.
Срок реализации – 1 год.
Продолжительность обучения –63 занятия
Продолжительность занятия – 30 минут.
Начало занятий – октябрь, окончание занятий май 2024 года.
Занятия проводятся с группой детей 5 -10 человек, 2 раза в неделю.


День недели Время Группа
понедельник = 16.10 –=16.40 = Группа1 =
четверг = 16.10 –=16.40 = Группа 1 =
=
Планирование. Сценарии театрализованных занятий с детьми

Содержание программы включает пять основных блок ов :
1. «Основы театральной азбуки». Знакомство с особенностями театрального искусства; его видами.
Приобретение знаний о костюмах, атрибутах театра . Формирование культура зрителя.(2 часа)
2. «Театральная игра». Развитие актерских умений и навыков воображения, сценического внимания и
действия в предлагаемых обстоятельствах, перевоплощения. Развитие игрового поведения,
эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений
общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навы ков
действия с воображаемыми предметами. (10ч)

Страница 8

8

3. «Основы кукольного театра и кукловождения ». Знакомство с различными видами театров:
напольный (люди -куклы, конусный, тростевой), обучения приемам кукловождения различных
кукольных театров (настольный, теневой, бибабо, пальчиковый, марионетки, на ложках, на
стаканчиках и др.)
(10 ч)
4. «Театральная деятельность» (закрепление основ драматизации ,импровизация, поиск
выразительных средств, роль костюмов, декораций предметного окружения)
(9,5 часов)



Метод ы и приѐмы:
1. Наглядно - слуховой.
2. Наглядно - зрительный.
3. Метод поисковой ситуации.
4. Игровой.
5. Оценочный метод.
6. Метод упражнения с усложнением.
7. Дидактический.
8. Словесный.
9. Метод умелого переключения с одного вида на другой.

2.2. Условия реализации общеразвивающей программы "В гостях у сказки"
Учебное помещение: музыкальный зал, материально -техническое обеспечение:
 ноутбук,
 мультимедийная установка с экраном и проектором,
 микрофоны,
 костюмерная с театральными костюмами для детей и взрослых и другими
необходимыми для спектаклей атрибутами,
 литература, иллюстрированные альбомы, книжки -театры,
 ширма для кукольного театра ;
 декорации для театра .
2.3.Форма подведения итогов реализации программы
Для подведения итогов реализаци и программы используются следующие формы:
- диагностирование;
- театральные постановки;
- участие в конкурсах, праздниках;
- наглядная информация для родителей (фотоотчѐты, презентации).

2.4. Оценочные материалы

- наблюдение (в процессе индивидуальной работы, игры, занимательной деятельности);
- беседа (в процессе знакомства с новыми художественными произведениями, занятий по
театрализованной деятельности, в процессе индивидуальной работы);
- изучение результатов деятельности (изучение рисунков, конструкций, практических
действий по театрализации), обсуждение нравственно - этических ситуаций из
художественных произведений или из личного опыта ,
- проблемная ситуация.
Механизм оценки получаемых результатов

Страница 9

9

Акцент в организации театрализован ной деятельности с дошкольниками делается не на
результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию
коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 бал ла: проявляет устойчивый интерес к театральной
деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их
различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельность ю; использует свои
знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности;
затрудняется назвать различные виды театра.

2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения,
поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев;
творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимае т главную идею литературного произведения, дает
словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может
охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных
героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью
педагога.


3. Эмоционально -образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания
о различных эмоциональных состояниях и хара ктерах героев; использует различные средства
выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и
может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциона льные состояния, но использует
различные средства выразительности с помощью воспитателя.

4. Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с
партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с
партнерами в коллективной деятельности.
Низки й уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над
спектаклем.

Основным видом контроля на всех этапах обучения является показ спектакля.

Мониторинг способствует раскрытию творческих способностей детей.
Помогает учитывать:
- индивидуальные социально – психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоциона льно – личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности наличие л юбознательности и
исследовательского инт ереса;
- возрастные и полоролевые особенности ;
- речевые навыки.

Страница 10

10

2.5 Методическое обеспечение программы
Методы обучения:
Ведущий метод - художественная импровизация.
Теоретические сведения по всем разделам программы даются непосредственно по ходу
занятий, которые включают в себя проведение бесед об искусстве, работу над речью,
актѐрские игры, работа над пьесой. Итогом деятельности объединения является воспитание у
ребят активного восприятия искусства, участие в постановке сп ектаклей.
Методы обучения:
- словесный (объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы);
- наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные ориентиры и
т.д.);
- практический (повторение упражнений, проведение в игровой ф орме);
- уподобления характеру художественного образа (моторно -двигательного, мимического,
вокального, словесного, тактильного, интонационного);

Методы воспитания:
-убеждение;
- поощрение;
- мотивация;
Формы организации образовательного процесса:
- инди видуальная;
- индивидуально -групповая;
- групповая;
Формы проведения занятий:
 игра
 импровизация
 тренинг
 этюды и показы обучающихся
 чтение педагога
 беседы
 просмотр видеофильмов
 артикуляционная и дыхательная гимнастика;
 репетиции
 подготовка спектакля
Педагогические технологии:
- группового обучения,
- развивающего обучения,
- игровой деятельности,
- коммуникативная технология обучения,
- коллективной творческой деятельности,
- здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии
• дыхате льная гимнастика

Страница 11

11

• артикуляционная гимнастика.
• пальчиковые игры со словами,
• гимнастика для глаз,
• физкультминутка, динамические паузы.











































Страница 12

12

Список литературы
1. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми
5-6 лет. – Мозаика -Синтез, Москва, 2007.
2. Богуславская Н.Е. Кунина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург, 1997.
3. Гринберг О.Э.. Хоровод кукол. – М.: Искусство, 1985.
4. Лебединский А.Л. Театр в чемодане. – М.: Искусство, 1977.
5. Лосич Л.Н. Игрушки -самоделки. – Минск: Элайда, 1998.
6. Мирясова В.И. Играем в театр. – М.: Гном -Пресс, 1999.
7. Поляк Л.Я. Театр сказок. – СПб.: Детство -Пресс, 2003.
8. Смирнова Н.И. И … оживают куклы. – М.: Издательство «Детская
литература», 1982.
9. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: программа «Театр – творчество –
дети». – М.: АРКТИ, 2002.
10. Е.В. Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи», М.: 2012
11. Артѐмова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников», М.: 1983
12. Распопов А.Г. «К акие бывают театры» Изд -во: Школьная пресса, 2011г.
13. Улашенко. Н.Б. «Организация театральной деятельности». Старшая группа.
Издательско -торговый ом, г. Волгоград, 2009г.
Интернет – ресурсы:
1. https://infourok.ru/teatralizovannaya -deyatelnost -v-detskom -sadu -4010496.html
2. http://tmndetsad y.ru/metodicheskiy -kabinet/news11330.html
3. https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka -skorogovorok.html
4. https://multiurok.ru/files/diagnostika -teatralizovannoi -deiatelnosti -
uchashch.html
5. https://multiurok.ru/files/siuzhetno -rolevaia -igra -teatr -v-stars hei -gruppe.html
6. https://nsportal.ru/detskiy -sad/raznoe/2015/03/28/kartoteka -teatralizovannyh -igr
7. https://yandex. ru/video/preview/?text=мультфильмы+по+русским+народным
+сказкам&path=wizard&parent -reqid=1626944009495781 -
4164972229828248246 -vla1 -3117 -vla -l7 -balancer -prod -8080 -BAL -
8256&wiz_type=vital&filmId=15073126222612907223&url=http%3A%2F%2
Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fpl ayer%2FvttejtbRBAkg
8. https://deti.jofo.me/785316.html










Страница 13

13


Приложение

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


месяц

неделя




№ =
Тема занятия

октябрь

1 1 «Наш любимый зал очень рад ребят встречать»
1. Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке; =
2. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. =
=
=
1. Первое посещение детьми театральной комнаты (зала) в учебном году
(беседа); =
2. Игра «Назови свое имя ласково»
2 2 «Попробуем измениться»
1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских
взаимоотношений. =
2. Развивать способность понимать собеседника. =
3. Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест». =
4. Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов. =
=
1. Игра «Назови ласково соседа». =
2. Вопросы к детям. =
3. Творческое задание. =
4. Пантомимические загадки и упражнения.
3 3 «Раз, два, три, четыре, пять — вы хотите поиграть?»
1. Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к
сказке. =
2. Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. =
3. Активизировать использование в речи детей понятий «мимика»,
«жест». =
=
1. Игра «Театральная разминка». =
2. Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка Ряба».
4 4 «Игровой урок »
1. Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. =
2. Активизировать словарь детей, закрепляя умение пользоваться
понятиями «жест», «мимика». =
=
1. Сюрпризный момент. =
2. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

1 1 «Одну простую сказку хотим мы показать»
1. Способствовать объединению детей в совместной деятельности. =
2. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные
черты персонажа сказки. =
3. Расширять «словарь» жестов и мимики. =
=
1. Пантомимическая игра. =
2. Введение поня тия «пантомима». =

Страница 14

14

3. Творческая игра «Что это за сказка?»
2 2 «Играем пальчиками»
1. Учить характерной передачи образов движениями рук, пальцев.
2. Закреплять в речи детей понятие «пантомима ».

1. Повторение и закрепление понятия «пантомима»
2. Игровые упражнения с помощью пальчиков.
3. Игра – инсценировка с помощью пальчиков "Под грибом"
3 3 «Постучимся в теремок»
1. Развивать фантазию.
2. Совершенствовать выразительность движений.
3. Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и
вызвать положительнгый эмоциональный настрой.
1. Игра – загадка «Узнай, кто это?»
2. Знакомство со сказкой В. Бианки «Теремок».
3. Этюд на расслабление и фантазия «Разговор с лесом».
4 4 «Дятел выдолбил дупло, сухое теплое оно»
1. Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес у
детей к новому произведению.
2. Учить понятно, логично отвечать на вопросы по содержанию сказки.
3. Развивать умение охарактеризовывать героев сказки.
4. Совершенствовать интонационную выразительность.

1.Погружение в сказочную атмосферу.
2. Беседа по содержанию сказки В. Бианки «Теремок».
3. Характеристика персонажей сказки.
4. Интонационные упражнения.
ноябрь

1 1 «Многим домик послужил, кто только в домике не жил»
1. Развивать умение детей последовательно и выразительно
пересказывать сказку.
2. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние
героев мимикой, жестами, телодвижением.
3. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче
образов.

1. Пересказ сказки В. Бианки «Теремок» детьми по частям.
2. Упражнения -этюды, отражающие образы персонажей сказки и
предметов.

2 2 «Косолапый приходил, теремочек развалил»
1. Учить узнавать героя по характерным признакам.
2. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.
3. Формировать дружеские взаимоотношения.

1. Игра «Угадай героя».
2. Драматизация сказки.
3 3 «Учимся говорить по – разному»
1. Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи.
2. Развивать интонационный строй речи у детей.
3. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией.
4. Развивать коммуникативные способности.

Страница 15

15

1. Вводная беседа.
2. Введение. Объяснение понятия «интонация».
3. Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной
выразительности.
4 4 «Учимся четко говорить»
1. С помощью сказки развивать фантазию детей.
2. Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.

1. Погружение в сказочную ситуацию.
2. Введение понятия «скороговорка».
3. Игра -упражнение «Едем на паровозе».
4. Физкультминутка «Буратино».
5. Обобщение.
декабрь


1 1 «Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять»
1. Уточнить понятие «скороговорка».
2. Развивать у детей дикцию.
3. Пополнить понятийный запас детей новым понятием «рифма».
4. Упражнять в придумывании рифмы к словам.
5. Учить работать вместе, сообща, дружно.

1. Повторение понятия «скороговорка».
2. Игра «Едем на поезде».
3. Введение понятия «рифма».
4. Дидактическая игра «Придумай рифму».
5. Физкультминутка.
6. Придумывание стихо творения с детьми с помощью педагога.
2 2 «Веселые стихи читаем и слово – рифму добавляем»
1. Создать положительно эмоциональный настрой.
2. Упражнять детей в подборе рифм к словам.
3. Закрепить понятие «рифма».
4. Поощрять совместное стихосложение.

1. Погружение в сказочную атмосферу.
2. Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов».
3. Физкультминутка.
4. Придумывание рифмующихся слов.
3 3 «Рассказываем про любимые игры и сказки»
1. Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои
интересы и предпочтения.
2. Учить связно и логично передавать мысли.
3. Помочь детям понять смысл сказки Я. Тенясова «Хвостатый
хвастунишка».
4. Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

1. Вводная беседа.
2. Рассказы детей по ассоциациям.
3. Знакомство со сказкой Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка».
4 4 «Красивый Петя уродился: перед всеми он гордился»
1. Учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию
сказки, используя в речи сложноподчиненные предло жения.
2. Дать детям понятие, что музыка и иллюстрации - тоже очень важное
средство выразительности, так как помогают лучше понять образ героев.
3. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам
сказки.

Страница 16

16


1. Беседа по содержанию сказки.
2. Слушание сказки с музыкальными фрагментами.
3. Физкультминутка.
4. Рассматривание иллюстраций к сказке.
5. Характеристика персонажей сказки.
январь

1 1 «Гордится Петенька собой, ног нге чует под собой»
1. Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей
сказки, используя разные средства выразительности
2. Воспитать уверенности в себе, в своих силах.

1. Погружение в сказку.
2. Пантомимические упражнения.
3. Интонационные упражнения.
2 2 «Петя хвастался, смеялся, чуть Лисе он не дос тался»
1. Совершенствовать умение детей драматизировать сказку.
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к ДРУГУ -
3. Учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя
свою индивидуальность.

1. Отгадывание загадок.
2. Упражнение у зеркала «Изобрази настроение».
3. Драматизация сказки.
4. Заключительный танец.
3 3 «Сочиняем новую сказку»
1. Развивать у детей творческое воображение.
2. Учить последовательно, излагать мысли по ходу сюжета.
3. Совершенствовать навыки групповой работы.

1. Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик» (3).
2. Беседа по содержанию.
1. 3. Сочинение продолжения сказки.
4 4 «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем»
1. Развивать у детей творческое воображение.
2. Учить выразительно, передавать характерные особенности героев
сказки.
3. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в
коллективе (социальные навыки).

1. Погружение в сказку, придуманную детьми.
2. Пантомимическая игра «Узнай героя».
3. Драматизация сказки.
февраль

1 1 «Наши эмоции»
1. Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость»,
«страх», «злость».
2. Учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в
конкретной ситуации и изображать соответствующею мимику у себя на
лице.
3. Совершенствовать умение детей связно и логично излагать свои
мысли.

1. Рассматривание сюжетных картинок.
2. Беседа.
3. Упражнение «изобрази эмоцию».

Страница 17

17

4. Практическое задание.
5. Обсуждение.
2 2 «Изображение различных эмоций»
1. Продолжать знакомит ь детей со схематичными изображениями
эмоций радости, злости, страха, грусти.
2. Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию.
3. Закреплять умение детей логично, связно излагать мысли, используя в
речи сложноподчиненные предложения.

1. Введение. Объяснение понятия «эмоция».
2. Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть,
злость, страх.
3. Этюды на изображениями эмоций радости, злости, страха, грусти.
3 3 «Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса»
1. Учить распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике
и интонациям голоса.
2. Упражнять детей в изображении этих эмоций, используя жесты,
движения, голос.
3. Обогащать и активитивизировать словарь детей понятиями,
обозначающие различные эмоции.
4. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

1. Рассматривание графических карточек.
2. Беседа.
3. Игра «Угадай эмоцию» («Испорченный телефон»).
4 4 «Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого комара»
1. Помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки.
2. Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по
различным признакам.
3. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными
способами.

1. Знакомство со сказкой К. Чуковского «Айболит и воробей»
2. Беседа о настроении героев сказки.
3. Практическое задание.
март

1 1 «Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей»
1. Воспитывать у детей симпатию (сочувствие, желание прийти на
помощь другу).
2. Совершенствовать умение передавать наст роение персонажей сказки,
используя разнообразные средства выразительности.
3. Закреплять умение последовательно излагать мысли, используя в речи
сложноподчиненные предложения.

1. Слушание песни М. Танича, В. Шаинского «Если с другом =вышел в
путь». =
2. Беседа о друге.
3. Повторное слушание сказки К. Чуковского «Айболит и воробей».
3. Упражнение «Изобрази настроение» .
2 2 «Друг всегда придет на помощь»
1. Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость
друг другу.
2. Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать
переживания других людей.
3. Закреплять умение логично излагать свои мысли.

Страница 18

18

4. Совершенствовать выразительность в передаче образов персонажей
сказки.
1. Чтение стихотворения о друге.
2. Рассказ из личного опыта.
3. Беседа о сказках.
4. Игра - загадка «Зеркало».
3 3 «Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям!»
1. Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно
передавая образы героев.
2. Развивать социальные навыки общения.

1. От гадывание загадок.
2. Ряжение в костюмы.
3. Драматизация сказки «Айболит и воробей»
4 4 «Когда страшно, видится то. Чего нет»
1. Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку.
2. Продолжать развивать у детей умение различать основные
человеческие эмоции (страх, радость), изображать их, находить выход из
ситуаций.
3. Продолжать учить грамотно отвечать на вопросы по содержанию
сказки.

1. Слушание русской народной сказки «У страха глаза велики»
2. Беседа по сказке
3. Изображение эмоции страха.
4. Рассказы детей из личного опыта.
апрель

1 1 «Каждому страх большим кажется»
1. Продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки.
2. Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев.
3. Закреплять умение распознавать основные человеческие эмоции
(радость, страх) по определенным признакам.

1. Беседа по сказке «У страха глаза велики».
2. Пантомимическая игра «Изобрази героя».
3. Повторное слушание сказки.
2 2 «Преодолеем страх»
1. Закрепить умение детей изображать страх.
2. Учить преодолевать это состояние.
3. Совершенствовать умение детей логично и выразительно
пересказывать сказку.

1. Рассматривание картинки «Страшно». Беседа.
2. Изображение различных степеней страха.
3. Игра «Преодолеем страх».
4. Рассказывание и показывание (через настольный театр) детьми сказки
«У страха глаза велики».
3 3 «У страха глаза велики»
1. Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при
драматизации сказки.
2. Учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу
или находя другие варианты.

1. Распределение ролей.
2. Ряжение в костюмы.

Страница 19

19

3. Драматизация сказки «У страха глаза велики».
4 4 «Если с другом ты поссорился»
1. Показать детям, как легко могут возникать конфликты.
2. Учить находить выход из конфликтных ситуаций.
3. Закрепить умение различать и изображать злость.
4. Совершенствовать умение детей логично и связно излагать свои
мысли.

1. Рассматривание картинки с изображением двух мальчиков и беседа по
ней.
2. Знакомство со сказкой «Как пос сорились Солнце и Луна».
3. Игра «Найди и покажи эмоцию».
май

1 1 «Как Луне и солнцу быть, не могут ссору разрешить»
1. Продолжать учить детей распознавать злость.
2. Совершенствовать умение передавать соответствующее настроение
героев сказки с помощью различных интонаций.
3. Закреплять умение детей полно и логично отвечать на вопросы по
содержанию сказки.

1. Рассматривание картинки «Злость».
2. Слушание сказки «Как поссорились Солнце и Луна» и беседа по ее
содержанию.
3. Упражнение на выразительность голоса, мимик и, жестов.
2 2 «Бог Молнии и Грома очень спешил. Спор Луны и Солнца быстро
разрешил!»
1. Закрепить умение детей узнавать и изображать злость, отмечая ее
характерные особенности.
2. Совершенствовать свои исполнительские умения в роли рассказчика
сказки.
3. Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге,
понимание взаимопомощи, дружбы.

1. Сюрпризный момент.
2. Беседа о злости.
3. Упражнение «Изображаем эмоцию».
4. Рассказывание детьми сказки «Как поссорились Солнце и Луна».
3 3 «Как поссорились Солнце и Луна»
1. Закрепить умение детей бесконфликтно общаться в ходе подготовки к
драматизации сказки.
2. Совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в
передаче образов героев сказки.

1. Распределение ролей, ряжение.
2. Драматизация сказки «Как поссорились Солнце и Луна» =
4 4 Викторина «Мы любим сказки»
1. Закреплять умение детей использовать различные средства
выразительности в передаче образов героев сказок.

1. Проведение викторины.
2. Драматизация любимой сказки.
3. Награждение.