cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г.
Об утверждении профессионального стандарта «Педагог ( педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, с реднего общего образования) (воспитатель,
учитель)»

Зарегистрировано в Минюсте 6 декабря 2013, № 30550
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утве рждения и применения
профессиональных стандартов, утвержденных постановл ением Правительства
Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Соб рание законодательства
Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293), п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, н ачального общего,
основного общего, среднего общего образования) (вос питатель, учитель)».

2. Установить, что профессиональный стандарт «Педаг ог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего , основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель, учитель) » применяется
работодателями при формировании кадровой политики и в управлении
персоналом, при организации обучения и аттестации р аботников, заключении
трудовых договоров, разработке должностных инструкц ий и установлении
систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр
М.А. Топилин

Страница 2

2
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от «18» октября 2013 г. № 544н


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, нача льном общем,
основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)

1
Регистрационный номер  
I. Общие сведения

Дошкольное образование
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее общее образование
01.001
(наименование вида профессиональной деятельности) Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Оказание образовательных услуг по основным общеобразо вательным программам

образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)
Группа занятий:
2320 Преподаватели в средней
школе
3320 Персонал дошкольного воспитания
и образования
2340 Преподаватели в системе
специального образования
3330 Преподавательский персонал
специального обучения
3310 Преподавательский персонал
начального образования

(код ОКЗ 1) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)
Отнесение к видам экономической деятельности:
80.10.1. Услуги в области дошкольного и начального о
бщего образования
80.21.1. Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования
(код КВЭД 2) (наименование вида экономической деятельности)

Страница 3

3


II. Описание трудовых функций, входящих в профессион альный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень
квалификации наименование
код уровень (подуровень)
квалификации A Педагогическая деятельность по
проектированию и реализации
образовательного процесса в
образовательных организациях
дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего
образования 6 Общепедагогическая функция.
Обучение A/01.6 6
Воспитательная деятельность A/02.6
 6 Развивающая деятельность A/03.6  6
B Педагогическая деятельность по
проектированию и реализации
основных общеобразовательных
программ 5-6 Педагогическая деятельность по
реализации программ дошкольного
образования B/01.5
  5
Педагогическая деятельность по
реализации программ начального
общего образования B/02.6
6 Педагогическая деятельность по
реализации программ основного и
среднего общего образования B/03.6
6 Модуль «Предметное обучение.
Математика» B/04.6
6 Модуль «Предметное обучение.
Русский язык» B/05.6
6

Страница 4

4

III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция  
Наименование
Педагогическая деятельность по
проектированию и реализации
образовательного процесса в
образовательных организациях

дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего
образования
 
Код   А  Уровень
квалификации   6
 
Происхождение
обобщенной трудовой
функции Оригинал
X Заимствовано из
оригинала

  Код
оригинала Регистрационный номер
профессионального
стандарта
Возможные наименования
должностей Учитель,
Воспитатель

Требования к образованию
и обучению
Высшее профессиональное образование или среднее профес сиональное
образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика"
или в области, соответствующей преподаваемому предме ту (с
последующей профессиональной переподготовкой по про филю
педагогической деятельности), либо высшее профессион альное
образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по напр авлению
деятельности в образовательной организации
Требования к опыту
практической работы Требования к опыту практической работы не предъявляютс я
Особые условия допуска к
работе
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельность ю в
соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды
которых установлены законодательством Российской Феде рации;
признанные недееспособными в установленном федеральным зак оном
порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным переч нем
Дополнительные характеристики
Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности
(профессии) или специальности
ОКЗ 2320 Преподаватели в средней школе
2340 Преподаватели в системе специального образовани я
3310 Преподавательский персонал начального
образования
3320 Персонал дошкольного воспитания и образования

3330 Преподавательский персонал специального
обучения
ЕКС 3
- Учитель
Воспитатель
ОКСО 4 050000 Образование и педагогика

Страница 5

5
3.1.1. Трудовая функция
Наименование Общепедагогическая функция.
Обучение Код   A/01.6  
Уровень
(подуровень)
квалификации
  6 

Происхождение
трудовой функции Оригинал X Заимствовано из
оригинала
  Код оригинала Регистрационный номер
профессионального стандарта
Трудовые
действия Разработка и реализация программ учебных дисциплин в р
амках основной
общеобразовательной программы
Осуществление профессиональной деятельности в соотве тствии с
требованиями федеральных государственных образовательн ых стандартов

дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования
Участие в разработке и реализации программы развития об разовательной
организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной
среды
Планирование и проведение учебных занятий
Систематический анализ эффективности учебных занятий и п одходов к
обучению
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих
и итоговых результатов освоения основной образовател ьной программы
обучающимися
Формирование универсальных учебных действий
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуника ционными
технологиями (далее – ИКТ)
Формирование мотивации к обучению
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тес тирования и других
методов контроля в соответствии с реальными учебными воз можностями детей
Необходимые
умения Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими
за рамки
учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты,
полевая практика и т.п.
Объективно оценивать знания обучающихся на основе т естирования и других
методов контроля в соответствии с реальными учебными воз можностями детей

Разрабатывать (осваивать) и применять современные психо лого-
педагогические технологии, основанные на знании зако нов развития личности
и поведения в реальной и виртуальной среде
Использовать и апробировать специальные подходы к обу чению в целях
включения в образовательный процесс всех обучающихся , в том числе с
особыми потребностями в образовании: обучающихся, проя вивших
выдающиеся способности; обучающихся, для которых ру сский язык не
является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Владеть ИКТ-компетентностями:
общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающа я
профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей об ласти
человеческой деятельности)
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-
исследовательскую, художественно-продуктивную, культ урно-досуговую с
учетом возможностей образовательной организации, места жительства и
историко-культурного своеобразия региона
Необходимые Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных

Страница 6

6
3.1.2. Трудовая функция
Наименование Воспитательная деятельность   Код   A/02.6  
Уровень
(подуровень)
квалификации
  6 
 
Происхождение
трудовой функции Оригинал X Заимствовано из
оригинала
  Код
оригинала
Регистрационный номер
профессионального
стандарта
Трудовые
действия Регулирование поведения обучающихся для обеспечения
безопасной
образовательной среды
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов
воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной

деятельности
Постановка воспитательных целей, способствующих раз витию обучающихся,
независимо от их способностей и характера
Определение и принятие четких правил поведения обуч ающимися в
соответствии с уставом образовательной организации и правилами
внутреннего распорядка образовательной организации
Проектирование и реализация воспитательных программ
Реализация воспитательных возможностей различных видо в деятельности
ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, ху дожественной и т.д.)
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоцио нально-ценностную
знания государственных образовательных стандартов и о сновной
общеобразовательной программы, его истории и места в ми ровой культуре и
науке
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования
образовательных систем, роль и место образования в жизн и личности и
общества
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития,
социализация личности, индикаторы индивидуальных осо бенностей
траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их
психодиагностики
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей
поведения в социальных сетях
Пути достижения образовательных результатов и способ ы оценки результатов
обучения
Основы методики преподавания, осн овные принципы деятельностного
подхода, виды и приемы современных педагогических техно логий
Рабочая программа и методика обучения по данному предмету
Приоритетные направления развития образовательной си стемы Российской
Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих
образовательную деятельность в Российской Федерации , нормативных
документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи,
федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общег о образования,
законодательства о правах ребенка, трудового законо дательства
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и
молодежи
Конвенция о правах ребенка
Трудовое законодательство
Другие
характеристики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, тре
бований
профессиональной этики

Страница 7

7
сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)
Помощь и поддержка в организации деятельности учениче ских органов
самоуправления
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной
организации
Развитие у обучающихся познавательной активности, с амостоятельности,
инициативы, творческих способностей, формирование гражд анской позиции,
способности к труду и жизни в условиях современного ми ра, формирование у
обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
Формирование толерантности и навыков поведения в измен яющейся
поликультурной среде
Использование конструктивных воспитательных усилий ро дителей (законных
представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания
ребенка
Необходимые
умения Строить воспитательную деятельность с учетом культурн
ых различий детей,
половозрастных и индивидуальных особенностей
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные
детско-взрослые общности обучающихся, их родителей ( законных
представителей) и педагогических работников
Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающи хся в процесс
обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавате льную деятельность
Анализировать реальное состояние дел в учебной груп пе, поддерживать в
детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприят ных условиях
Находить ценностный аспект учебного знания и информац ии обеспечивать его
понимание и переживание обучающимися
Владеть методами организации экскурсий, походов и экс педиций и т.п.
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и др угими
специалистами в решении воспитательных задач
Необходимые
знания Основы законодательства о правах ребенка, законы в с
фере образования и
федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования
образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни
личности и общества
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей
поведения в социальных сетях
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и
социализации личности, индикаторы и индивидуальные о собенности
траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диаг ностики
Научное представление о результатах образования, путях их достижения и
способах оценки
Основы методики воспитательной работы, основные принци пы
деятельностного подхода, виды и приемы современных педа гогических
технологий
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные докуме нты,
регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами

территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)
Другие
характеристики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, тр
ебований
профессиональной этики

3.1.3. Трудовая функция

Страница 8

8
Наименование
Развивающая деятельность Код   A/03.6
Уровень
(подуровень)
квалификации
  6

Происхождение
трудовой функции Оригинал X Заимствовано из
оригинала

Код оригинала Регистрационный номер
профессионального
стандарта

Трудовые
действия Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностн
ых проблем
обучающихся, связанных с особенностями их развития
Оценка параметров и проектирование психологически бе зопасной и
комфортной образовательной среды, разработка программ пр офилактики
различных форм насилия в школе
Применение инструментария и методов диагностики и оцен ки показателей
уровня и динамики развития ребенка
Освоение и применение психолого-педагогических техно логий (в том числе
инклюзивных), необходимых для адресной работы с различ ными
контингентами учащихся: одаренные дети, социально уяз вимые дети, дети,
попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, д ети-сироты, дети
с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом
дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с о граниченными
возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, де ти с зависимостью
Оказание адресной помощи обучающимся
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психоло го-медико-
педагогического консилиума
Разработка (совместно с другими специалистами) и реали зация совместно с
родителями (законными представителями) программ индивиду ального
развития ребенка
Освоение и адекватное применение специальных техноло гий и методов,
позволяющих проводить коррекционно-развивающую рабо ту
Развитие у обучающихся познавательной активности, с амостоятельности,
инициативы, творческих способностей, формирование гражд анской позиции,
способности к труду и жизни в условиях современного ми ра, формирование у
обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
Формирование и реализация программ развития универсаль ных учебных
действий, образцов и ценностей социального поведени я, навыков поведения в
мире виртуальной реальности и социальных сетях, формир ование
толерантности и позитивных образцов поликультурного общения
Формирование системы регуляции поведения и деятельнос ти обучающихся
Необходимые
умения Владеть профессиональной установкой на оказание помощ
и любому ребенку
вне зависимости от его реальных учебных возможностей, ос обенностей в
поведении, состояния психического и физического здор овья
Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-
исторический, деятельностный и развивающий
Осуществлять (совместно с психологом и другими специал истами) психолого-
педагогическое сопровождение основных общеобразовател ьных программ
Понимать документацию специалистов (психологов, дефек тологов, логопедов
и т.д.)
Составить (совместно с психологом и другими специалиста ми) психолого-
педагогическую характеристику (портрет) личности об учающегося
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образоват ельные маршруты,
индивидуальные программы развития и индивидуально-ориен тированные
образовательные программы с учетом личностных и возра стных

Страница 9

9
3.2. Обобщенная трудовая функция  
Наименование
Педагогическая деятельность по
проектированию и реализации основных
общеобразовательных программ
Код   B Уровень
квалификации   5 – 6

Происхождение
обобщенной
трудовой функции Оригинал
X Заимствовано из
оригинала

Код оригинала Регистрационный номер
профессионального стандарта
Возможные
наименования
должностей Учитель,
Воспитатель

Требования к
образованию и
обучению Высшее образование или среднее профессиональное образ ование по
направлениям подготовки "Образование и педагогика" и ли в области,
соответствующей преподаваемому предмету (с последующе й
профессиональной переподготовкой по профилю педагоги ческой
деятельности), либо высшее образование или среднее п рофессиональное
образование и дополнительное профессиональное образо вание по направлению
деятельности в образовательной организации
Требования к опыту
практической
работы Требования к опыту практической работы не предъявляютс я
Особые условия
допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельность ю в соответствии с
вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых
установлены законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным зак оном порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным переч нем
особенностей обучающихся
Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных
характеристик и возрастных особенностей обучающихся
Оценивать образовательные результаты: формируемые в преп одаваемом
предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять
(совместно с психологом) мониторинг личностных характе ристик
Формировать детско-взрослые сообщества
Необходимые
знания Педагогические закономерности организации образовате
льного процесса
Законы развития личности и проявления личностных сво йств,
психологические законы периодизации и кризисов разв ития
Теория и технологии учета возрастных особенностей обу чающихся
Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-
психологических особенности и закономерности развити я детских и
подростковых сообществ
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно
работать с родительской общественностью
Основы психодиагностики и основные признаки отклонени я в развитии детей
Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-
взрослых сообществ
Другие
характеристики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, тре
бований
профессиональной этики

Страница 10

10
Дополнительные характеристики
Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) и
ли
специальности
ОКЗ 2320 Преподаватели в средней школе
2340 Преподаватели в системе специального образовани я
3310 Преподавательский персонал начального образования
3320 Персонал дошкольного воспитания и образования
3330 Преподавательский персонал специального обучен ия
ЕКС - Учитель
Воспитатель
ОКСО 050000 Образование и педагогика
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
Педагогическая деятельность по
реализации программ
дошкольного образования
Код   B/01.5
Уровень
(подуровень)
квалификации
  5

Происхождение
трудовой функции
Оригинал X Заимствовано из
оригинала

Код оригинала Регистрационный номер
профессионального
стандарта
Трудовые
действия Участие в разработке основной общеобразовательной пр
ограммы
образовательной организации в соответствии с федерал ьным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования
Участие в создании безопасной и психологически комфорт ной образовательной
среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни
детей, поддержание эмоционального благополучия ребенк а в период
пребывания в образовательной организации
Планирование и реализация образовательной работы в г руппе детей раннего
и/или дошкольного возраста в соответствии с федераль ными государственными
образовательными стандартами и основными образовательными программами
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми
образовательной программы и анализ образовательной ра боты в группе детей
раннего и/или дошкольного возраста
Участие в планировании и корректировке образовательн ых задач (совместно с
психологом и другими специалистами) по результатам монит оринга с учетом
индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или
дошкольного возраста
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда,
дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими тру дности в освоении
программы, а также с детьми с особыми образовательными потр ебностями
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения
образовательных задач развития детей раннего и дошко льного возраста с
учетом особенностей возрастных и индивидуальных особе нностей их развития
Формирование психологической готовности к школьному обучению
Создание позитивного психологического климата в групп е и условий для
доброжелательных отношений между детьми, в том числе при надлежащими к
разным национально-культурным, религиозным общностям и соц иальным
слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) во зможностями
здоровья
Организация видов деятельности, осуществляемых в ранн ем и дошкольном
возрасте: предметной, познавательно-исследовательск ой, игры (ролевой,

Страница 11

11
режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания
широких возможностей для развития свободной игры дете й, в том числе
обеспечение игрового времени и пространства
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах
деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности,
участников совместной деятельности, материалов
Активное использование недирективной помощи и поддер жка детской
инициативы и самостоятельности в разных видах деятельн ости
Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения
с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потр ебностей
Необходимые
умения Организовывать виды деятельности, осуществляемые в ран
нем и дошкольном
возрасте: предметная, познавательно-исследовательск ая, игра (ролевая,
режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирова ние, создания широких
возможностей для развития свободной игры детей, в том ч исле обеспечения
игрового времени и пространства
Применять методы физического, познавательного и личност ного развития
детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной
программой организации
Использовать методы и средства анализа психолого-педа гогического
мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми
образовательных программ, степень сформированности у них качеств,
необходимых для дальнейшего обучения и развития на сл едующих уровнях
обучения
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошко льника (игровой,
продуктивной, познавательно-исследовательской)
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (з аконными
представителями) детей раннего и дошкольного возраст а для решения
образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-
педагогического просвещения
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными д ля
планирования, реализации и оценки образовательной р аботы с детьми раннего
и дошкольного возраста
Необходимые
знания Специфика дошкольного образования и особенностей орга
низации работы с
детьми раннего и дошкольного возраста
Основные психологические подходы: культурно-историч еский,
деятельностный и личностный; основы дошкольной педагог ики, включая
классические системы дошкольного воспитания
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошк ольном возрасте
Особенности становления и развития детских деятельн остей в раннем и
дошкольном возрасте
Основы теории физического, познавательного и личнос тного развития детей
раннего и дошкольного возраста
Современные тенденции развития дошкольного образования
Другие
характеристики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, тре
бований
профессиональной этики

3.2.2. Трудовая функция
Наименование
Педагогическая деятельность по
реализации программ начального
общего образования
Код   B/02.6
Уровень
(подуровень)
квалификации
  6

Страница 12

12
Происхождение
трудовой функции Оригинал
X Заимствовано из
оригинала

Код
оригинала Регистрационный но мер
профессионального
стандарта

Трудовые
действия Проектирование образовательного процесса на основе
федерального
государственного образовательного стандарта начальн ого общего образования
с учетом особенностей социальной ситуации развития п ервоклассника в связи с
переходом ведущей деятельности от игровой к учебной
Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении
обучения в начальной школе
Формирование метапредметных компетенций, умения учитьс я и
универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения
образовательных программ основного общего образования
Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом
неравномерности индивидуального психического развити я детей младшего
школьного возраста, а также своеобразия динамики разв ития учебной
деятельности мальчиков и девочек
Организация учебного процесса с учетом своеобразия с оциальной ситуации
развития первоклассника
Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга
образовательных результатов с учетом неравномерности и ндивидуального
психического развития детей младшего школьного возра ста (в том числе в силу
различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также
своеобразия динамики развития мальчиков и девочек
Проведение в четвертом классе начальной школы (во вза имодействии с
психологом) мероприятий по профилактике возможных труднос тей адаптации
детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе
Необходимые
умения Реагировать на непосредственные по форме обращения дет
ей к учителю и
распознавать за ними серьезные личные проблемы
Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавател ьных, учебно-
практических, учебно-игровых) и организовывать их реш ение (в
индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем
познавательного и личностного развития детей младшег о возраста, сохраняя
при этом баланс предметной и метапредметной составляюще й их содержания
Во взаимодействии с родителями (законными представителя ми), другими
педагогическими работниками и психологами проектироват ь и корректировать
индивидуальную образовательную траекторию обучающег ося в соответствии с
задачами достижения всех видов образовательных резуль татов (предметных,
метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального
общего образования
Необходимые
знания Основные и актуальные для современной системы образовани
я теории
обучения, воспитания и развития детей младшего школь ного возрастов
Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание
примерных основных образовательных программ
Дидактические основы, используемые в учебно-воспитате льном процессе
образовательных технологий
Существо заложенных в содержании используемых в начально й школе
учебных задач обобщенных способов деятельности и сист емы знаний о
природе, обществе, человеке, технологиях
Особенности региональных условий, в которых реализу ется используемая
основная образовательная программа начального общего образования

Страница 13

13
Другие
характеристики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, тре
бований
профессиональной этики
3.2.3. Трудовая функция
Наименование
Педагогическая деятельность по
реализации программ основного и
среднего общего образования
Код   B/03.6
Уровень
(подуровень)
квалификации
  6

Происхождение
трудовой функции Оригинал X Заимствовано из
оригинала
Код
оригинала Регистрационный номер
профессионального стандарта

Трудовые
действия Формирование общекультурных компетенций и понимания мест
а предмета в
общей картине мира
Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося
оптимальных (в том или ином предметном образовательном кон тексте)
способов его обучения и развития
Определение совместно с обучающимся, его родителями ( законными
представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-
психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны е го ближайшего развития,
разработка и реализация (при необходимости) индивиду ального
образовательного маршрута и индивидуальной программы р азвития
обучающихся
Планирование специализированного образовательного п роцесса для группы,
класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выд ающимися
способностями и/или особыми образовательными потребност ями на основе
имеющихся типовых программ и собственных разработок с у четом специфики
состава обучающихся, уточнение и модификация планиров ания
Применение специальных языковых программ (в том числе рус ского как
иностранного), программ повышения языковой культуры, и р азвития навыков
поликультурного общения
Совместное с учащимися использование иноязычных источник ов информации,
инструментов перевода, произношения
Организация олимпиад, конференций, турниров математиче ских и
лингвистических игр в школе и др.
Необходимые
умения Применять современные образовательные технологии, включ
ая
информационные, а также цифровые образовательные ресурсы
Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в о бласти педагогической
и психологической наук, возрастной физиологии и школ ьной гигиены, а также
современных информационных технологий и методик обучени я
Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной
общеобразовательной программой
Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных
основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение
Организовать самостоятельную деятельность обучающихс я, в том числе
исследовательскую
Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осу ществлять связь
обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с
обучающимися актуальные события современности
Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в об разовательном
процессе
Использовать современные способы оценивания в условиях информационно-
коммуникационных технологий (ведение электронных форм д окументации, в
том числе электронного журнала и дневников обучающих ся)

Страница 14

14
Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в
том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курс ам в рамках
федеральных государственных образовательных стандартов основного общего
образования и среднего общего образования
Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электр онными
таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимеди йным
оборудованием
Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции
Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями
(законными представителями), другими педагогическими и и ными
работниками
Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их
профилактики и разрешения
Необходимые
знания Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходи
мых для решения
педагогических, научно-методических и организационно -управленческих задач
(педагогика, психология, возрастная физиология; школ ьная гигиена; методика
преподавания предмета)
Программы и учебники по преподаваемому предмету
Теория и методы управления образовательными системами, ме тодика учебной
и воспитательной работы, требования к оснащению и об орудованию учебных
кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучен ия и их
дидактические возможности
Современные педагогические технологии реализации компет ентностного
подхода с учетом возрастных и индивидуальных особеннос тей обучающихся
Методы и технологии поликультурного, дифференцированно го и
развивающего обучения
Основы экологии, экономики, социологии
Правила внутреннего распорядка
Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды
Другие
характеристики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, тре
бований
профессиональной этики

3.2.4. Трудовая функция
Наименование Модуль «Предметное обучение.
Математика» Код   B/04.6
Уровень
(подуровень)
квалификации
  6

Происхождение
трудовой функции Оригинал X Заимствовано из
оригинала
Код оригинала Регистрационный номер
профессионального
стандарта
Трудовые
действия Формирование способности к логическому рассуждению и
коммуникации,
установки на использование этой способности, на ее ценность
Формирование способности к постижению основ математиче ских моделей
реального объекта или процесса, готовности к примене нию моделирования для
построения объектов и процессов, определения или пр едсказания их свойств
Формирование конкретных знаний, умений и навыков в обл асти математики и
информатики
Формирование внутренней (мысленной) модели математической ситуации
(включая пространственный образ)
Формирование у обучающихся умения проверять математичес кое
доказательство, приводить опровергающий пример
Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче,

Страница 15

15
перебирать возможные варианты объектов и действий
Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической
моделью, в частности, формулой, геометрической конфигу рацией, алгоритмом,
оценивать возможный результат моделирования (например – вычисления)
Формирование материальной и информационной образователь ной среды,
содействующей развитию математических способностей ка ждого ребенка и
реализующей принципы современной педагогики
Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-
коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно
Формирование способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать
принципиально новые задачи, проявлять уважение к инт еллектуальному труду
и его результатам
Сотрудничество с другими учителями математики и информати ки, физики,
экономики, языков и др.
Развитие инициативы обучающихся по использованию мате матики
Профессиональное использование элементов информационной
образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов
такой среды, отсутствующих в конкретной образователь ной организации
Использование в работе с детьми информационных ресурсо в, в том числе
ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в осво ении и
самостоятельном использовании этих ресурсов
Содействие в подготовке обучающихся к участию в мате матических
олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, и нтеллектуальных
марафонах, шахматных турнирах и ученических конференция х
Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности
обучающихся к занятиям математикой, предоставление им п одходящих
заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для
желающих и эффективно работающих в них обучающихся
Предоставление информации о дополнительном образовании , возможности
углубленного изучения математики в других образовате льных и иных
организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных
технологий
Консультирование обучающихся по выбору профессий и спе циальностей, где
особо необходимы знания математики
Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от
математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих
построениях как источника улучшения и нового пониман ия
Выявление совместно с обучающимися недостоверных и малоп равдоподобных
данных
Формирование позитивного отношения со стороны всех об учающихся к
интеллектуальным достижениям одноклассников независимо о т абсолютного
уровня этого достижения
Формирование представлений обучающихся о полезности знаний математики
вне зависимости от избранной профессии или специальн ости
Ведение диалога с обучающимся или группой обучающих ся в процессе
решения задачи, выявление сомнительных мест, подтвержде ние правильности
решения
Необходимые
умения Совместно с обучающимися строить логические рассуждения
(например,
решение задачи) в математических и иных контекстах, п онимать рассуждение
обучающихся
Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с р езультатом:
подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее
возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной ло кализации ошибки,
ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщен ии, сокращении,

Страница 16

16
более ясном изложении) рассуждения
Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической
истины и математического доказательства, предотвращать формирование
модели поверхностной имитации действий, ведущих к усп еху, без ясного
понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решен ии поставленной
задачи
Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени
образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с
обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи ре гионального этапа
всероссийской олимпиады)
Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания
математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации,
трансформации
Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизн енных ситуаций,
в которых можно применить математический аппарат и математи ческие
инструменты (например, динамические таблицы), то же – д ля
идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текс том
Совместно с обучающимися создавать и использовать нагл ядные
представления математических объектов и процессов, ри суя наброски от руки
на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных ин струментов на
экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-
принтера)
Организовывать исследования – эксперимент, обнаружени е закономерностей,
доказательство в частных и общем случаях
Проводить различия между точным и (или) приближенным математ ическим
доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным
измерением, вычислением и др.
Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнава нием нового
и технической тренировкой, исходя из возрастных и ин дивидуальных
особенностей каждого обучающегося, характера осваива емого материала
Владеть основными математическими компьютерными инструментам и:
визуализации данных, зависимостей, отношений, процесс ов, геометрических
объектов;
вычислений – численных и символьных;
обработки данных (статистики);
экспериментальных лабораторий (вероятность, информатик а)
Квалифицированно набирать математический текст
Использовать информационные источники, следить за последними открытиями
в области математики и знакомить с ними обучающихся
Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходи мый материал (из
всего курса математики), в форме предложения специальн ых заданий,
индивидуальных консультаций (в том числе дистанционны х); осуществлять
пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий , при
необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в
частности тьюторов
Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности » всех учащихся в
образовательный процесс (в частности, понимание формул ировки задания,
основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения)
Работать с родителями (законными представителями), мест ным сообществом
по проблематике математической культуры
Необходимые
знания Основы математической теории и перспективных направле
ний развития
современной математики
Представление о широком спектре приложений математики и знание

Страница 17

17
доступных обучающимся математических элементов этих приложений
Теория и методика преподавания математики
Специальные подходы и источники информации для обучения математике
детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно
используется в семье и ближайшем окружении
Другие
характеристики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, тр
ебований
профессиональной этики

3.2.5. Трудовая функция
Наименование Модуль «Предметное обучение.
Русский язык» Код   B/05.6
Уровень
(подуровень)
квалификации
  6

Происхождение
трудовой функции Оригинал X Заимствовано из
оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер
профессионального
стандарта

Трудовые
действия Обучение методам понимания сообщения: анализ, структу
ризация,
реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями,
выявление необходимой для анализирующего информации
Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсужд ения изменений в
языковой реальности и реакции на них социума, формиров ание у обучающихся
«чувства меняющегося языка»
Использование совместно с обучающимися источников яз ыковой информации
для решения практических или познавательных задач, в частности,
этимологической информации, подчеркивая отличия научн ого метода изучения
языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»)
Формирование культуры диалога через организацию устных и письменных
дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и р азрешения
конфликтных ситуаций
Организация публичных выступлений обучающихся, поощре ние их участия в
дебатах на школьных конференциях и других форумах, вкл ючая интернет-
форумы и интернет-конференции
Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально
широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате
Стимулирование сообщений обучающихся о событии или об ъекте (рассказ о
поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), ан ализируя их структуру,
используемые языковые и изобразительные средства
Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведени й художественной
и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.
Поощрение индивидуального и коллективного литератур ного творчества
обучающихся
Поощрение участия обучающихся в театральных постанов ках, стимулирование
создания ими анимационных и других видеопродуктов
Моделирование видов профессиональной деятельности, г де коммуникативная
компетентность является основным качеством работника, в ключая в нее
заинтересованных обучающихся (издание школьной газет ы, художественного
или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения,
разработка сценария театральной постановки или виде офильма и т.д.)
Формирование у обучающихся умения применения в практи ке устной и
письменной речи норм современного литературного русск ого языка
Формирование у обучающихся культуры ссылок на источник и опубликования,

Страница 18

18
цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения
авторских прав
Необходимые
умения Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в т
ом числе как не
родному
Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с
ограниченными возможностями здоровья
Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по
формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной
языковой нормы
Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлени ям,
отражающим культурно-исторические особенности развити я региона
Проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающи хся
Давать этическую и эстетическую оценку языковых прояв лений в
повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ,
ненормативной лексики
Поощрять формирование эмоциональной и рациональной пот ребности
обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необ ходимом для
человека
Необходимые
знания Основы лингвистической теории и перспективных направ
лений развития
современной лингвистики
Представление о широком спектре приложений лингвистик и и знание
доступных обучающимся лингвистических элементов этих п риложений
Теория и методика преподавания русского языка
Контекстная языковая норма
Стандартное общерусское произношение и лексика, их отличия от местной
языковой среды
Другие
характеристики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, тр
ебований
профессиональной этики

IV. Сведения об организациях-разработчиках профессион ального
стандарта
4.1. Ответственная организация – разработчик
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального
образования города Москвы «Московский городской псих олого-педагогический
университет»
Ректор Рубцов Виталий Владимирович
4.2. Наименования организаций – разработчиков
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы Центр
образования № 109


1 Общероссийский классификатор занятий. 2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. 3 Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утве рждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, ра здел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования» (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638).
4  Общероссийский классификатор специальностей по образованию.